• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иван Кисленко о стажировке в Университете Гента, Бельгия

Аспирант  АШ по социологическим наукам рассказывает о своих впечатлениях

В период с 30 сентября 2019 по 2 февраля 2020 года я проходил стажировку в Университете Гента, г. Гент, Бельгия. Обучение проходило на факультете социальных и политических наук, куда я отправился по программе Erasmus + - одной из самых известных программ академического обмена в мире.

Так как я не академический аспирант, которым Вышка предоставляет право на стажировку за счет университета, мне пришлось искать другие варианты. Главная трудность для аспирантов в этой программе – это необходимость найти научного руководителя в желаемом университете. Я отправил на почту Центра социальной теории университета Гента CV и проект своей диссертации, и мне ответил профессор Раф Вандерстратен, с предложением присоединиться к работе его научного центра. Я этого не ожидал, так как до этого мне обычно просто не отвечали из других университетов.

Когда я приехал, меня встретил профессор, провел экскурсию по университету и даже отвел в «святая святых» – зал заседаний, который находится в историческом здании и куда вход обычно закрыт. Затем мне показали мое рабочее место. Сначала это был кабинет, но оказалось, что это временно, и потом я работал уже в офисе с другими аспирантами Центра из Бразилии, Чили и ЮАР. Бельгийцев в центре было немного, всего три человека. Во время работы с профессором Вандерстратеном мне удалось написать драфт статьи и несколько параграфов диссертации, чем я очень доволен. Также я выступил с презентацией на семинаре Центра социальной теории, где получил огромное количество полезных комментариев.

Гентский университет ведет неравную борьбу за звание лучшего университета Бельгии с Католическим университетом в Левене: какие-то дисциплины лучше в Генте, какие-то в Левене. Спор извечный и не стоит студенту из Гента говорить о том, что Левен возможно лучше. Студенческая культура во Фландрии (западный регион Бельгии) немного отличается от культуры Валлонии, находящейся на востоке. Бельгия – это федерация, состоящая из этих двух очень разных регионов, а также из городского округа Брюсселя. Фландрия – нидерландоговорящий регион, Валлония – франкоговорящая, поэтому контактировать довольно сложно даже местным. Эти регионы имеют свои парламенты, и ведут свою политику по разным вопросам, что часто порождает споры и конфликты.

Во Фландрии огромная история студенческих объединений по типу Fraternity и Sorority. Состоять в них считается престижным, но следует пройти процедуру посвящения, которая часто довольно унизительна. Так, где-то в октябре, я обнаружил бегущую толпу студентов в нижнем белье, закиданных яйцами.

Во время обучения я жил в квартире-студии. Квартира предоставляется всем аспирантам за сумму, которая не сильно отличается от рыночной, но зато с прекрасным расположением в городе: 5 минут на велосипеде до кампуса. Велосипед – главная религия города. Здесь каждый или имеет, или арендует велосипед для работы, жизни, учебы. Иногда это разные велосипеды: для поезда есть сборный вариант, а для города хватит и обычного. Велодорожки – везде, но такое и в Москве найти не сложно (пусть они и не всегда соединяются в удобные для горожанина маршруты), а вот велодороги – это уже не совсем обычно для России. Велосипедист – чуть ли не главный участник дорожного движения в стране, поэтому появились велодороги, где велосипед приоритетнее автомобиля.

Перед началом обучения я выбрал два курса и с удовольствием их прослушал: «История глобализации» и «Area studies: Maghreb». И если к первому курсу я был готов (он более социологичен), то второй совершенно не связан с социологией, но был необходим мне для диссертации. Система оценивания реализуется по 20-балльной шкале, где 18, 19 и 20 ставятся крайне редко за что-то исключительное, я же получил за оба курса 14, что по вышкинской системе примерно 7-8.

Формат обучения мало отличается от российского, разве что было больше дискуссий, чем разбора текстов. Единственное новшество, которое я отметил, – коллективное эссе. Довольно странный, но интересный формат.

Еще я решил освоить нидерландский язык. Выбор странный, но было интересно. Сначала я занимался два месяца по два раза в неделю, во второй половине стажировки – каждый день. Обучение ведется на английском, поэтому преподавателю приходится изобретать какие-то универсальные примеры для студентов с разным культурным бэкграундом, что непросто. Финальный экзамен был довольно строгий по аналогии IELTS. В итоге я освоил язык на уровне B1 за 4 месяца.

Во время пребывания в Генте я также посетил близлежащие города и страны: обязательный атрибут любой обменной программы. Я побывал в других городах Бельгии, Франции, Нидерландов, Германии, Швейцарии и Люксембурга. Путешествия были довольно дешевые, так как все находится относительно близко: за 3-4 часа можно оказаться в Амстердаме или Париже. Можно и в Лондоне через Ла-Манш на поезде, но у меня не было визы в Великобританию, я туда не попал.

В целом это было очень интересно и часто необычно, такой опыт не найти в своей стране, пока не выедешь в другую. Отдельно хочу сказать, что если ты не академический аспирант, то, возможно, это даже лучше в плане академического обмена. Ты чуть меньше связан обязательствами перед университетом, поэтому можно отыскать программу по своему вкусу, ориентируясь на свой исследовательский интерес, а не выделенный бюджет. К тому же Erasmus может обеспечить большее включение в исследовательскую среду, так как часто академаспирантам приходится сталкиваться с трудностями, коих у студентов по Erasmus быть не может. Не в последнюю очередь это касается, как социализации, потому что как только тебе стало скучно, можно отправиться в офис ESN и вопрос с досугом будет снят.

Когда-нибудь я вернусь в Гент, буду ходить по улицам и вспоминать, как замечательно я провел здесь время, и как вот на этих самых рельсах в центре города я впервые упал с велосипеда.
/Кисленко Иван Юрьевич/