Городские транспортные исследования: от инфраструктуры к практика

26 февраля состоялся семинар Аспирантской школы по социологическим наукам и рабочей группы "Городская повседневность на микроуровне". С докладами выступили аспиранты школы -  Олег Янишевский и София Макаревич

Городская транспортная система, или транспортная инфраструктура, меняется с течением времени под влиянием многих факторов: например, в связи с развитием новых территорий или с появлением новых видов транспорта, а также в результате внедрения новых технологий и сервисов. Эти изменения влияют на транспортное поведение горожан, формируя новые практики и сценарии транспортного поведения. Кроме того, изменения транспортной инфраструктуры могут привести и к изменениям облика города в целом.

Обозначенные процессы исследуются в диссертационных работах, доклады по которым будут представлены на семинаре.

Первый доклад на тему “Транспортная инфраструктура как часть образа городского пространства” представит Янишевский Олег. Автор доклада выдвинул тезисы о том, каковы социальные последствия изменений транспортной инфраструктуры. Предполагая, что транспортные практики укореняются в опыте горожан и становятся частью их повседневной жизни, автор выстраивает логическую связь между изменением сценариев  городской мобильности и субъективными образами городского пространства как индикаторами отношения к происходящим изменениям. Были сформированы методологические особенности определения рамок исследования, а также роли транспортной инфраструктуры в городской повседневности, теоретическому обоснованию устоявшихся практик перемещений и важных социальных последствий изменений привычек в городской мобильности. Также отдельное внимание было уделено ретроспективно-ностальгическим аспектам обсуждения транспортной инфраструктуры.

Второй доклад, посвященный теме “Изменение сценариев транспортного поведения в условиях шеринговой экономики (на примере каршеринга в Москве)”, представила Макаревич София. Докладчица рассказала о методологии собственного исследования и поделилась гипотезами о трансформациях сценариев транспортного поведения горожан после внедрения каршеринга в транспортную инфраструктуру Москвы. Автор предполагает, что развитие нового технологичного сервиса повлияло как на возникновение принципиально новых практик в транспортном поведении горожан, так и на вытеснение - традиционных. Доклад также затронул проблему изменения ценностных аспектов использования личного автомобиля как последствия широкого распространения краткосрочной аренды автомобилей.

Преподаватели, аспиранты и студенты НИУ ВШЭ, кто интересуется городскими исследованиями в области транспорта, посетили мероприятие, задали вопросы докладчикам и внесли предложения по улучшению работ выступающих.

***

Аспирантская школа по социологическим наукам НИУ ВШЭ:https://aspirantura.hse.ru/soc

Телеграм-канал о городской повседневности (рабочая группа"Городская повседневность на микроуровне"):t.me/research_life