• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Агрессивность как предиктор дефицита ощущения счастья у подростков

Реан А. А., Кошелева Е. С.

Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3. С. 258-263.

Глава в книге
Психологические ориентиры образования личности в мире неопределенности

Обухов А. С.

В кн.: Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Ер.: Российско-Армянский университет, 2019. С. 286-297.

Препринт
The Four Motives of Educational Innovators

Khavenson Tatiana, Koroleva Diana, Lukina Anastasia.

Education. EDU. Высшая школа экономики, 2019. No. 52.

Готовим исследователей и экспертов международного уровня в сфере образования

Наши преимущества

Направления обучения и список дисциплин

Результаты обучения

Как поступить


Для кого эта Школа. Мы объединяем всех, кто хочет заниматься практическими и фундаментальными исследованиями в образовании, не ограничиваясь рамками традиционной педагогики. Поэтому, помимо тех, кто уже получил педагогическое образование, аспирантура ориентирована на выпускников социальных, гуманитарных, экономических и других специальностей, а также выпускников магистерских программ Института образования.
 
Наши аспиранты получают:
 
Доступ к уникальным данным. Во многих вузах есть проблема доступа к данным, на которых можно писать диссертацию. Наши аспиранты работают с результатами международных и российских исследований из баз PISA, TIMSS, TALIS, SERU, iPIPS, PIAAC, МЭО. Более того, аспирантская школа ВШЭ – единственное в стране место, где вы можете пользоваться данными первого национального лонгитюдного исследования ТРОП или опроса SERU (сбор мнений студентов об опыте обучения).
 
Междисциплинарную подготовку. Аспирантура по направлению образование поможет вам освоить методы и теории педагогики, социологии, психологии, менеджмента, политологии, математики и других наук в приложении к изучению образования. Это позволит расширить горизонты исследований и осуществлять комплексные проекты на стыке дисциплин.
 
Степень PhD HSE in Education, помимо сертифицированной ВАКом степени кандидата наук. Такое брендирование именем вуза выделяет ученого в профессиональном сообществе и на рынке труда. Система присуждения приближена к практике ведущих мировых университетов: защиту проводит комитет из специалистов по теме диссертации. Возможно получить степень по совокупности научных публикаций.
 
Наши выпускники уже добились заметных успехов в проектной и научной деятельности. Так, Диана Королева руководит крупнейшим в России конкурсом образовательных инноваций КИвО, поддержанный «Рыбаков фондом» и Агентством стратегических инициатив. А аспирант Иван Смирнов еще до защиты возглавил Лабораторию методов науки о данных в исследованиях образования Института образования НИУ ВШЭ.
 

Преимущества обучения в нашей аспирантуре


 
Обучение очное и бесплатное, длится 3 года. Аспирантура находится в Москве. Иногородним аспирантам предоставляется общежитие. Команда школы создает условия для обучения на уровне graduate school of education мирового уровня:

1. Научные руководители

профессора, доктора и кандидаты наук, ведущие сотрудники научных центров, редактора отраслевых журналов и участники экспертных советов при органах власти.


 

Фрумин Исак Давидович

доктор педагогических наук, профессор, член экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, заместитель главного редактора журнала «Вопросы образования», научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

Болотов Виктор Александрович

доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член редакционных советов журналов «Высшее образование сегодня», «Педагогика», «Вопросы образования»

Подольский Андрей Ильич

доктор психологических наук, член Академии педагогических и социальных наук, председатель Российского отделения Европейского общества по исследованиям в области учения и обучения (EARLI)

Поливанова Катерина Николаевна

доктор психологических наук, член Международной психологической организации ISSBD, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО

Карной Мартин

профессор Стэнфордского университета, член Американской национальной академии образования и Международной Академии образования

 
Косарецкий Сергей Геннадьевич

кандидат психологических наук, член Экспертного совета по общему образованию и дополнительному образованию детей Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, член Межведомственного координационного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей, член Экспертного совета по соблюдению прав и социальной защите педагогических и научных работников при Комитете Государственной Думы по образованию и науке

 
 
Ушаков Константин Михайлович

доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала "Директор школы", председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы»

 
 
Чернобай Елена Владимировна

доктор педагогических наук, профессор

 

 


2. Практика исследований и возможность трудоустройства с первых дней. Во время обучения 80% аспирантов работают в профильных для них подразделениях Института образования. Вовлечены в реальные проекты научных центров, включая международные, и могут пользоваться их базами данных для своих исследований.

Центры Института образования:

 
Институт развития образования
директор И.В. Абанкина
 
Центр исследований современного детства
руководитель К.Н. Поливанова
 
Центр культурсоциологии и антропологии образования
директор Д.Ю. Куракин
 
Центр мониторинга качества образования
директор Е.Ю. Карданова
научный руководитель В.А. Болотов
 
Центр изучения инноваций в образовании
директор Д.О. Королёва
 
Центр образовательного права
директор С.В. Янкевич
 
Центр развития лидерства в образовании
директор П.А. Сергоманов
 
Центр социально-экономического развития школы
директор С.Г. Косарецкий
 
Центр социологии высшего образования
руководитель И.С. Чириков
 
Международная лаборатория анализа образовательной политики
научный руководитель М. Карной
 
Лаборатория«Развитие университетов»
руководитель Д.П. Платонова
 
Центр исследования среднего профессионального образования
руководитель Ф.Ф. Дудырев
 
Лаборатория профилактики асоциального поведения
руководитель А.А. Реан
 
Центр изучения школьных практик и образовательных программ 21 века
руководитель Е.В. Чернобай
 
Лаборатория методов науки о данных в исследованиях образования
руководитель И.Б. Смирнов


 
3. Работа с большими данными и современными технологиями. Вы прослушаете курс по большим данным в образовании, их выгрузке, обработке и анализу. Освоите работу с новыми источниками, такими, как соцсети и мобильные приложения. Сможете использовать новые данные в свои исследованиях.
 
4. Зарубежные стажировки на 3-6 месяцев по теме исследования. Чтобы обсудить работу с иностранными коллегами, поучаствовать в международном проекте, ближе познакомиться с международной академической средой. В частности, возможно поехать в Бостонский колледж, Университет Осло, Европейский центр по развитию профессионального образования, другие университеты и научные центры. Такие стажировки обязательны для аспирантов академической программы, остальные могут участвовать в грантах на стажировки по желанию.
 
5. Регулярные презентации новых исследований. Помогают быть в курсе основных трендов образования и педагогических наук, аспирантура дает доступ к еженедельным семинарам с обсуждением работ сотрудников и партнеров Института образования. Все аспиранты могут представить свою работу для  экспертной оценки.
 
6. Доступ ко всем образовательным ресурсам Высшей школы экономики: это широкий набор курсов по выбору на любые темы, конференции, открытые лекции и другие научные мероприятия.
 

Направления обучения


1) Школа предлагает две формы обучения:
 
Академическая аспирантура – для тех, кто хочет полностью сфокусироваться на развитии научной карьеры. Это очная аспирантура “полного дня» с обязательным включением в работу профильного для вас цента Института образования и обязательной стажировкой в зарубежном вузе-партнере. Аспиранты получают стипендию и зарплату аналитика или стажера-исследователя в выбранном центре.
 
Профессиональная аспирантура –  для тех, кто уже нашел себя в бизнес- и управленческих структурах сферы образования. Эта очная программа дает возможность совмещать обучение с занятостью вне стен Института. Но существует условие –
основная работа должна быть связана с темой диссертации.
 
Независимо от профиля, аспиранты вместе с научными руководителями формируют гибкий план обучения: помимо базовых обязательных дисциплин доступны специализированные курсы по выбору.
 
Обязательные курсы Аспирантской школы:
  • Методы научного исследования в образовании
  • Современные теории образования

Курсы Аспирантской школы по выбору:
  • Методы науки о данных в исследованиях образования
  • Психология образования
  • Ключевые компетенции XXI и новая грамотность
  • Этика научного исследования
  • Основы педагогического дизайна
 
Общеуниверситетские курсы:
  • Research writing (Иностранный язык для исследователей)
  • Прикладная библиометрия
  • Педагогика высшей школы
  • Философия и методология науки

2) Новый трек «Измерения и оценка в образовании». Доступен аспирантам обеих форм обучения, но вместо отдельных курсов состоит из 4 образовательных блоков. В связке они дают системное представление о разработке инструментов измерения, методологии исследований и анализе данных в этой области.
 
Программа спроектирована вместе со специалистами Педагогической школы Линча Бостонского колледжа - одного из старейших учреждений, дающих образование в области измерений. На этот трек принимают как специалистов, уже знакомых с разработкой тестов, опросников и других инструментов, так и тех, кто только интересуется темой измерений и готов самостоятельно пройти курсы по статистике.
 

Результаты обучения


Выпускники получают квалификацию "Исследователь. Преподаватель-исследователь" по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки».
 
Все выпускники умеют:
  • Анализировать и обобщать тенденции развития теории и практики образования в разных регионах мира.
  • Выбирать и применять передовые методы сбора и анализа данных, адекватные предмету исследования и его задачам.
  • Генерировать оригинальные гипотезы и исследовательские вопросы в поле наук об образовании, планировать и проводить комплексные исследования.
  • Составлять заявки на гранты, находить финансовые и человеческие ресурсы для исследований, знают механизмы коммерциализации проектов.
  • Аргументированно излагать и защищать результаты исследований в виде публикаций, презентаций и выступлений в академической, экспертной и профессиональной среде (в том числе и на английском языке). И могут подтвердить это опытом участия в конференциях.
  • Формулировать доказательные предложения в области образования.
  • Разрабатывать учебные курсы в соответствии с потребностями аудитории, отбирать и систематизировать данные междисциплинарных исследований для преподавания.
  • Планировать и поддерживать собственное профессиональное и личностное развитие
 

Как поступить

1) По конкурсу портфолио – для всех желающих. Набор проходит два раза в год. До подачи документов необходимо выбрать будущего научного руководителя и обсудить тему исследования, подготовить и согласовать его план-проект. Можно воспользоваться формой предварительной оценки портфолио,  чтобы правильно подготовиться и успешно пройти конкурс. В течение десяти дней вы получите развёрнутый комментарий о том, чего не хватает и как можно усилить ваше портфолио.
 
2) По программе аспирантского резерва - для выпускников очных магистратур Института образования, которые выбрали непрерывный пятилетний трек «магистратура + аспирантура». Подать заявку в аспирантский резерв можно на втором году обучения в магистратуре. Подробности.  

Полезные ссылки для поступающих:
Приоритетные направления исследований Института образования
Правила приема
Программа вступительных испытаний по английскому языку и специальности