Приоритетные направления исследований
На этой странице перечислены приоритетные направления исследований, под которые ведется набор аспирантов в 2025 году в Аспирантской школе по образованию. Перечисленные тематики должны интерпретироваться именно как широкие направления исследований, при этом конкретная тема диссертации должна быть сформулирована по итогам обсуждения с потенциальным научным руководителем.
Мы рекомендуем абитуриентам следовать такому алгоритму действий:
- Выбрать интересующее направление из списка ниже
- Ознакомиться с профессиональными интересами и публикациями потенциальных научных руководителей на их личных страницах, выбрать потенциального научного руководителя
- Связаться* с потенциальным научным руководителем, обсудить возможность руководства диссертацией и конкретизировать тему в рамках выбранного направления
- Подготовить план-проспект диссертационного исследования
* За контактами научных руководителей обращайтесь к директору Аспирантской школы Светлане Жучковой (szhuchkova@hse.ru).
Обратите внимание, что согласие научного руководителя на руководство диссертацией и подготовленный план-проспект диссертационного исследования входят в состав портфолио при поступлении.
Темы, не подходящие под указанные направления, также могут быть предложены поступающими при условии наличия согласия будущего научного руководителя и соответствия паспорту области наук Образование. Полный список научных руководителей можно найти на отдельной странице.
Вклад образования в развитие человеческого потенциала на Дальнем Востоке и в Арктике
Роль системы основного, дополнительного и профессионального образования в сохранении и развитии человеческого потенциала территорий арктической зоны и зоны Дальнего Востока находится сегодня в фокусе современных междисциплинарных исследований, формирующих основу для стратегических решений.
В рамках исследовательского направления предлагается решение в рамках отдельных диссертационных исследований следующих задач:
- выявление особенностей качества образовательных результатов и образовательных решений, образовательно-профессиональных траекторий выпускников и учащихся школ и организаций СПО и ВО в регионах Арктики и Дальнего Востока;
- определение контекстных социальных, культурных, а также системных факторов, влияющих на качество образовательных результатов и образовательных решений, образовательно-профессиональные траектории выпускников и учащихся школ, организаций СПО и ВО в регионах Арктики и Дальнего Востока;
- выявление особенностей предметного содержания образования на разных уровнях в регионах Арктики и Дальнего Востока: потенциал региональных компонентов для формирования как универсальных компетенций, так и культурной идентичности;
- определение региональной особенности учительских практик в отношении воспитательного потенциала предметов, входящих в региональные компоненты содержания образования разных уровней,
- комплексная оценка состояния, тенденций развития и вклада систем общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в укрепление человеческого потенциала регионов Арктики и Дальнего Востока, как на уровне региона, так и на уровне индивида, в том числе с точки зрения оценки благополучия и социальной мобильности;
- комплексная оценка влияния экономических, социальных, психологических, территориальных, нормативных и прочих барьеров, препятствующих формированию успешных траекторий и осуществлению восходящей социальной мобильности.
Потенциальные научные руководители
(не ведет набор аспирантов в 2025 году)
(не ведет набор аспирантов в 2025 году)
Примеры защищенных диссертаций
Факторы школьной неуспешности и неблагополучия обучающихся в основной школе
Исследование базируется на продолжающемся проекте “Лонгитюдное исследование факторов школьной неуспешности” и носит междисциплинарный характер, объединяя инструменты оценки академических результатов, субъективного благополучия, когнитивного и психоэмоционального развития, анализа условий обучения и воспитания в школе и семье. Оно направлено на изучение влияния широкого набора факторов на школьную неуспешность в течение значительного временного периода. Лонгитюдная структура исследования позволит изучить специфику состава и эффектов влияния различных факторов на разных этапах обучения. В 2025-2027 году исследование планируется сфокусировать на изучении особенностей формирования и проявления неуспешности в основной школе. Специальное внимание будет уделено связи неуспешности с особенностями подросткового возраста, практиками предпрофильного обучения, участием в дополнительном образовании.
Потенциальные научные руководители
(не ведет набор аспирантов в 2025 году)
(не ведет набор аспирантов в 2025 году)
Примеры защищенных диссертаций
Развитие университетов и оценка эффектов реформ в высшем образовании
Приоритетные тематики исследований в рамках данного направления включают оценку результативности деятельности вузов, эффекты управленческих практик, государственных реформ и изменения институциональной среды на результативность и эффективность университетов. Важное внимание уделяется изучению трансформаций в академической профессии, включая карьерные траектории, условия труда, академическую мобильность и проблему инбридинга, а также влияние реформ на мотивацию и продуктивность академических работников. Исследуются вопросы управления университетами, такие как роли и структуры управления, влияние управленческих команд на стратегическое развитие и эффективность вузов, баланс академического самоуправления и административного менеджмента в условиях изменений институциональной среды. Отдельное направление посвящено анализу факторов образовательной и карьерной мобильности абитуриентов, студентов и выпускников вузов, а также роли университетов в формировании социальных лифтов и профессиональных траекторий.
Потенциальные научные руководители
(не ведет набор аспирантов в 2025 году)
Примеры защищенных диссертаций
Студенческий опыт, образовательное поведение и факторы образовательных достижений в университете
В фокусе исследовательского направления – изучение и типологизация способов взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов (включая учебную и внеучебную деятельность), анализ связи образовательного поведения и образовательных результатов, включая развитие универсальных компетенций, анализ различий опыта обучения в университете различных групп студентов в условиях неоднородности студенческого контингента. Аспиранты могут использовать данные уникального лонгитюдного исследования “Модели образовательного поведения студентов в университете”, реализуемого уже в течение трех лет и содержащего показатели по всем перечисленным вопросам.
Потенциальные научные руководители
(не ведет набор аспирантов в 2025 году)
Примеры защищенных диссертаций
Трансформация аспирантуры и опыт аспирантов
С 1990-х годов аспирантура по всему миру претерпевает существенные изменения, связанные с растущей неоднородностью аспирантского контингента, диверсификацией степеней и моделей подготовки аспирантов, расширением траекторий выпускников аспирантуры. При этом аспирантура в России переживает не лучшие времена: в последние 10 лет стремительно снижается число поступающих, уменьшается доля защит диссертаций, растет процент отсева из аспирантуры. Исследовательский проект стремится ответить на вопрос, что определяет результативность аспирантов, и направлен на изучение факторов на системном, институциональном и индивидуальном уровнях. В фокусе направления — эффекты проводимых реформ, институциональные практики развития аспирантуры, качество научного руководства, практики распределенной академической поддержки, различия в организационных моделях подготовки аспирантов, процедуры отбора поступающих, опыт различных групп аспирантов и др.
Потенциальные научные руководители
(не ведет набор аспирантов в 2025 году)
Примеры защищенных диссертаций
Искусственный интеллект в образовании
Сквозное направление исследований, реализуемых разными подразделениями Института образования. Предполагаемые диссертационные исследования могут быть посвящены факторам и эффектам использования ИИ в образовании, реакции разных участников образовательного процесса на распространение ИИ, изменению педагогических практик, процесса обучения и формируемых навыков, регулированию использования ИИ в образовательных организациях, концептуализации и оценке ИИ-грамотности. Приоритет будет отдан исследованиям, предполагающим изучение реальных практик использования ИИ в образовании.
Для подбора научного руководителя в данном направлении направьте короткое описание идеи своего исследования директору Аспирантской школы Светлане Жучковой (szhuchkova@hse.ru).
Примеры защищенных диссертаций (по смежной тематике цифровизации образования)