Приоритетные направления исследований для аспирантов
Уважаемые абитуриенты!
Предлагаем вам список исследовательских проектов, которые приглашают к себе будущих аспирантов в 2024 году. Эти проекты одновременно отражают и приоритетные тематики исследований для набора этого года.
Чтобы заявиться в проект, необходимо связаться с контактным лицом проекта и обсудить возможность подготовки диссертации в рамках проекта. В идеале, если вы ознакомитесь с исследовательским полем по данной тематике и предложите исследовательский вопрос на которых хотите ответить в рамках диссертационного исследования, а также сопроводите письмо кратким рассказом о себе и своем исследовательском опыте.
В случае успешных переговоров, вы готовите план-проспект диссертационного исследования по теме проекта и договариваетесь о научном руководстве в случае вашего поступления в аспирантскую школу.
Аспиранты, которые будут готовить диссертационные исследования в рамках приоритетных проектов по договоренности имеют возможность трудоустройства. Но, хочу особо отметить, поступление в аспирантуру по теме проекта автоматически не гарантирует трудоустройства.
При выборе темы диссертационного исследования рекомендуем также внимательно познакомится с исследованиями, которые ведутся в подразделениях Института образования и Университета в целом, а также изучить паспорт специальности по Образованию.
Центр Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского
Название проекта: Вклад систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию: актуальное состояние и «окна возможностей» в сравнительной перспективе
Краткое описание:
В последнее время всё чаще обсуждается вопрос системного реформирования образовательного процесса, направленного на стимулирование инициативности, самостоятельности и креативности у обучающихся – на всех уровнях образования. На уровне высшего образования это проявляется прежде всего в области обучения предпринимательству, на уровнях основного, общего и дополнительного образования – в сфере поддержки проектной и творческой деятельности учащихся. Соответствующие дискуссии и связанные с ними практики, реализуемые в различных странах мира, пока фрагментарны и нуждаются в систематизации – в том числе, особый интерес для полевых исследований представляет сфера основного и дополнительного образования детей. Специалистами Центра Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского совместно с коллегами из Центра развития навыков и профессионального образования впервые разработан инструментарий для оценивания проактивного действия детей и подростков в общем и дополнительном образовании, обеспечивающий возможность использования для различных выборок (разный возраст, различные образовательные инициативы и др.). Разрабатываются модели анализа и интерпретаций результатов, позволяющие соотносить выявленные виды и уровни с факторами, в т т.ч. образовательными практиками.
Цель исследовательского проекта - определить вклад систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию, с углубленным (на основе специального полевого исследования) анализом для сектора основного и дополнительного образования.
Проект предполагает проведение исследований факторов, условий, проявлений и типов проактивного поведения (агентности) школьников, а также их возможных эффектов. Основной исследовательский фокус направлен на роль систем образования, прежде всего системы дополнительного и неформального образования в формировании и развитии способности к проактивному действию.
В частности, планируется раскрытие таких позиций, как: зависимость проявлений проактивного поведения школьников от социально-экономического статуса семьи (как связан социально-экономический статус, прежде всего уровень образования матери с формированием различных типов проактивного поведения), взаимосвязь проактивного поведения (агентности) с академическими результатами в общеобразовательной школе и участием в различных практиках дополнительного образования, взаимосвязь различных стратегий родительского участия в образовании и видов совместной деятельности обучающихся и их родителей с формированием моделей проактивного поведения различных типов.
В результате получит дальнейшее развитие предложенная ранее междисциплинарная теоретическая модель «способности к проактивному действию» с учётом внутренних факторов (внутренние условия, установки, навыки, характеристики личности), внешних условий (факторы, поддерживающие проактивность: роль семьи, родителей, непосредственного социального окружения, барьеры, препятствия реализации агентности, включая формальные требования социальных структур), определяющих формирование действия, направленного на изменение социальной среды (структур).
a. Задачи проекта:
1) Провести углубленный анализ конкретных российских и, при возможности, зарубежных передовых кейсов образовательных организаций и программ и сформировать соответствующий список «образцовых примеров» (с точки зрения объективных прямых и косвенных индикаторов их вклада в формирование способности к проактивному действию) – сформированный на основе анализа в сравнительной международной перспективе
2) Сформировать список решений в области педагогических практик, педагогического дизайна, асессмента, а также институциональных решений, наиболее перспективных с точки зрения задачи формирования способности к проактивному действию в образовании (список решений будет составлен на основе сравнительного анализа)
3) Разработать типологию форм проактивного действия, проявляемого в среде сверстников, командной работе, в семье, в экономическом поле с учетом его различных возможных уровней
4) Исследовать взаимосвязь проявлений проактивного действия (в т.ч. различных типов) с академическими результатами в общеобразовательной школе
7) Подготовить описание особенностей формирования и проявления проактивного действия (в т.ч. различных типов) детей и подростков в зависимости от их вовлечённости в различные направленности дополнительного образования (физкультурно-спортивную, художественную, техническую, естественно-научную, и др.) в школе и вне школы;
8) Определить характеристику связи различных педагогических позиций (наставник и др.) с особенностями формирования и проявления проактивного действия детей и подростков
9) Провести оценку эффектов проявления различных типов проактивного действия, в том числе в части влияния на социальные структуры.
10) Исследовать личностные стратегии поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию
b. Доступные данные:
1. Результаты опроса обучающихся в системе дополнительного образования Ярославской области, направленного на исследование эффектов дополнительного образования (4 603 респондента, 2022 год).
2. Результаты обследования родителей обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, выполненного в рамках Мониторинга экономики образования (2022 год).
3. База данных опроса обучающихся 1 класса (2 626 анкет, 2022 год), 4 класса (2 790 анкет, 2022 год) и родителей (3 723 анкет, 2022 год) лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность.
4. Результаты ряда опросов школьников, проведённых в 2023 году, вовлечённых в различные практики, потенциально способствующие формированию проактивного поведения (школьное самоуправление, инициативное бюджетирование, деятельность, связанная с предпринимательством, добровольческие (волонтёрские) инициативы).
5. Результаты опросов, проведённых в 2023 году, по изучению личностных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию
Сроки реализации проекта : 2023-2025 гг.
Требования к кандидатам:
Владение современными методами обработки и анализа социологических данных, в том числе методами математической статистики.
Контактное лицо: Гошин Михаил Евгеньевич mgoshin@hse.ru
Название проекта: Эффекты и издержки организации внешкольного времени детей в контексте развития человеческого капитала
Краткое описание: Дополнительное или неформальное (внешкольное) образование детей и подростков в последнее время стало объектом пристального внимания, как со стороны общества, так и со стороны государства. Растет рынок услуг дополнительного образования, увеличивается охват ими детей с дошкольного возраста, что отражает активность семей и рост их инвестиций, с одной стороны, и усилия государства, в том числе через реализуемые в этом секторе федеральные проекты. Потенциал внешкольного образования осознается исследователями и ведущими международными организациями (ЮНИСЕФ, ОЭСР), в том числе в контексте дискуссий об обновлении содержания образования, развитии навыков 21 века и универсальных компетентностей. Разнообразные эффекты отмечаются не только в формальных, структурированных, но и неформальных практиках, в т. ч. сочетающих обучение и досуг (эдьютейнмент). Внешкольное время, включающее как структурированную, так не структурированную деятельность, неформальные и информальные рассматривается как источник расширенного образовательного опыты (expanded learning), ресурс для наращивания культурного, социального капитала, например, через концепт резервного капитала, который может компенсировать социально-экономические характеристики ребенка и семьи. Исследование направлено на сбор и систематизацию данных о внешкольном времени ребенка, участии в кружках и секциях, а также об издержках семьи на организацию внешкольного времени.
Задачи проекта:
1) концептуализировать организованное и неформальное внешкольное время ребенка в контексте подходов к развитию человеческого капитала;
2) разработать инструментарий и провести исследование эффектов участия школьников во внешкольных (организованных и неформальных) практиках на академические результаты и развитие навыков с учетом социально-экономического статуса семей и территории, а также структуры внешкольного времени, форматов и времени занятий;
3) разработать модель оценки эффектов и издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребёнка и ресурсов семьи, государства и бизнеса;
4) разработать инструментарий (на основе модели Heckman, 2016) для проведения исследования издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства;
5) определить и описать структуру организованного и неформального времени ребенка;
6) на основе разработанного инструментария оценить издержки организованного и неформального внешкольного времени детей с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства.
Доступные данные: анкетирование детей 4-11 классов и родителей 1-11 классов, количество респондентов: 4500 детей и 4500 родителей из городской и сельской местности.
Сроки реализации проекта: 2023-2024 гг.
Контактное лицо: Сергей Геннадьевич Косарецкий skosaretski@hse.ru
Иван Юрьевич Иванов iyivanov@hse.ru
Название проекта: Формирование банка успешных проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности.
Краткое описание:
a. Задачи проекта:
1. Сформировать банк описаний проектов и программ преодоления образовательной неуспешности, реализованных (реализуемых) в Российской Федерации (уровень общего образования) в последние годы для последующего использования органами, осуществляющими управление в сфере образования на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, общеобразовательных организациях.
2. Разработать и реализовать программу ДПО для преподавательских и управленческих кадров системы общего образования по вопросам преодоления образовательной неуспешности, опирающаяся на доказательную базу.
b. Данные будут собраны путем описания кейсов преодоления школьной неуспешности для дальнейшего продвижения доказательного подхода к разработке и реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности; сбор данных планируется на май – ноябрь 2023 года
Планируемые результаты проекта уникальны и не имеют аналогов в России. В РФ отсутствуют систематически собранные и описанные реальные случаи реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности, опирающиеся на доказательную базу. Собранная информация позволит планировать повышение квалификации управленческих и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам преодоления образовательной неуспешности с опорой на доказательную педагогику.
Контактное лицо: Овакимян Елена Вячеславовна, eovakimyan@hse.ru
Наименование проекта : Трансформация общего и дополнительного образования в экс-советских странах
Краткое описание проекта: Начиная с 2016 года Центр проводит исследование динамики трансформации общего и дополнительного образования на пространстве бывшего Советского Союза.
Цель исследования - достоверно описать вариативность траекторий развития средней школы после распада СССР, включая анализ и сравнение различных эволюционных путей изменения в ходе преобразования единого культурного и геополитического пространства СССР.
В рамках проекта реализуется несколько направлений исследования:
1) Развитие внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза.
В рамках проекта осуществляется изучение опыта и политик бывших советских республик в области реформирования внешкольного образования с целью реконструирования этих процессов, выявления и описания общих и уникальных черт развития систем дополнительного образования детей на постсоветском пространстве, выделения и анализа их институциональных характеристик.
2) Сравнительный анализ образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании детей на постсоветском пространстве.
В рамках проекта исследуются внутренние и внешние институциональные характеристики систем общего и дополнительного образования на постсоветском пространстве с целью выявления общих и уникальных факторов, влияющих на образовательное неравенство в общем и дополнительном образовании детей в странах постсоветского пространства.
Задачи:
· Организовать сбор и систематизацию данных по основным параметрам образовательного неравенства в секторах основного и дополнительного (внешкольного) образования в постсоветских странах (данные статистики, международных исследований качества образования, нормативные и позиционные документы, публикации, кейсы, интервью с экспертами).
· Провести анализ динамики базовых показателей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании в постсоветских странах (сопоставление внутри группы стран, с другими странами).
· Изучить связь особенностей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании с внутрисистемными (особенности регулирования и организации основного и дополнительного образования) и внешними (социально-экономические и демографические характеристики, особенности пространственного развития и др.) факторами.
· Выявить особенности образовательной политики в постсоветских странах в контексте задач обеспечения равных образовательных возможностей в общем и дополнительном образовании.
Исследование осуществляется на данных:
- образовательной статистики стран постсоветского пространства, баз данных Всемирного банка, ЮНЕСКО, ОЭСР (в части международных сопоставительных исследований общего образования PISA, TALIS), а также данных международных сопоставительных исследований школьного образования PIRLS и TIMSS
- открытых данных о нормативно-правовых основаниях функционирования и развития общего и дополнительного образования в странах постсоветского пространства
- данных международных баз научных статей
- иных открытых данных об экономических и образовательных реформах в странах постсоветского пространства
Проект имеет лонгитюдный характер.
Более подробно о проекте и его результатах можно узнать на сайте: https://ioe.hse.ru/ds/postsovieteca
Требования к кандидатам :
- владение иностранным языком (предпочтительно английский язык) на уровне чтения и понимания источников на иностранном языке для сбора данных, подготовки обзоров и аналитики по результатам проекта
- владение навыками работы с MS Excel для подготовки и работы с базами количественных данных
- дополнительное преимущество: владение методами математической статистики
Предпочтительно полная занятость тематикой проекта и ориентация собственного исследования на тематические направления проекта, готовность к подготовке собственных научных публикаций по результатам проекта
Контактное лицо: Сергей Измаилович Заир-Бек, szair-bek@hse.ru
Центр социологии высшего образования (совместно с Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании и Лабораторией проектирования содержания образования)
Название проекта: Лонгитюдное исследование «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности»
Краткое описание проекта :
Лонгитюдное исследование моделей образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности проводится в девяти российских вузах. Цель исследования – изучение и типологизация способов взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, анализ связи образовательного поведения и показателей успешности студентов. В рамках проекта мы собираем качественные и количественные данные, а также разрабатываем интервенции для повышения образовательной успешности студентов.
Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о студентах в течение 4 лет. Подробнее об идее исследования можно узнать по ссылке: https://stratpro.hse.ru/human-success/research_project.
Доступные данные:
1) Количественное исследование. В исследовании участвуют студенты 4 укрупненных направлений подготовки: компьютерные науки, инженерия, естественные науки, гуманитарные и социальные науки. В сентябре-декабре 2022 года студенты-первокурсники приняли участие в первой волне исследования. Оно состояло из теста на критическое мышление и анкеты. В анкету первой волны лонгитюдного исследования были заложены темы, прежде всего характеризующие опыт студентов до поступления в вуз, их установки в отношении обучения, а также ожидания и планы относительно образовательного поведения во время обучения в вузе. В анкету были включены вопросы, отражающие следующие темы: 1) Вуз и направление подготовки, 2) Опыт в школе, 3) Практики развития навыков в школе, 4) Поступление, 5) Ожидания от обучения, 6) Эпистемические убеждения, 7) Саморегуляция, 8) Майндсеты (модели мышления) и самоэффективность, 9) Здоровье, 10) Социальная поддержка, 11) Социально-демографические характеристики.
В 2023 году запланирована вторая волна исследования, в которую войдут две когорты студентов: второкурсники, которые приняли участие в исследовании в прошлом году, а также первокурсники, поступившие в университеты в 2023 году.
2) Качественное исследование. В сентябре-ноябре 2022 года было собрано 120 полуструктурированных интервью со студентами-первокурсниками из семи российских университетов. В инструментарий (гайд интервью) качественного исследования были заложены темы, описывающие опыт студентов до поступления в университет, их установки и убеждения, отношение студентов к высшему образованию, ожидания и первые впечатления от обучения в университете, а также социально-экономический бэкграунд семьи.
Особые условия:
Команда проекта заинтересована в сотрудничестве с аспирантами, которые занимаются следующими темами: образовательное поведение, связь универсальных компетенций с успешностью студентов, учебная и внеучебная вовлеченность, здоровье и психологическое благополучие, интервенции в образовательное поведение. Мы будем рады и тем, кто работает с количественными данными, и тем, кого больше интересуют качественные данные. Существенным плюсом будет не только заинтересованность в теме проекта, но и опыт работы с лонгитюдными данными, а также опыт полевых социологических исследований и подготовки отчетных материалов для проектов.
Контактное лицо: Ксения Александровна Вилкова kvilkova@hse.ru
Центр исследований современного детства
Краткое описание проекта:
Школьные годы жизни крайне важны для каждого ребенка. Когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие детей и их благополучие в этом возрасте напрямую влияют на всю дальнейшую жизнь. Одна из проблем, которая начинает проявляться в школьном возрасте и может негативно влиять на дальнейшие образовательные, карьерные и жизненные траектории – школьная неуспешность.
Под школьной неуспешностью принято понимать систематическую академическую неуспеваемость обучающегося, отставание в изучении предметов по сравнению с одноклассниками, что впоследствии приводит к негативным проявлениям в отношении к учебному процессу: нежеланию учиться, нарушениям дисциплины, избеганию посещения уроков и пр.
Научно-исследовательская работа«Лонгитюдное исследование факторов, связанных со школьной неуспешностью» имеет целью создание уникальной эмпирической базы по широкому набору показателей для изучения факторов, влияющих на разные аспекты школьной неуспешности. В первых волнах исследования изучаются детские факторы, такие как субъективное благополучие, самостоятельная и социальная регуляция обучения, мотивация, самоэффективность, самостоятельность, школьный климат, а также семейный контекст и родительские факторы благополучия, стресса, удовлетворенности и саморегуляции.
Исследование позволяет получить уникальную по спектру показателей и масштабу выборки информацию об особенностях проявления школьной неуспешности, динамике в начальной школе и при переходе на ступень основного образования, факторах школьной успешности и благополучия.
Задачи проекта:
- Анализ данных 1-й и 2-й волны исследования;
- Модификация инструментов (онлайн-анкет для школьников, родителей), гайдов интервью, предназначенных для измерения проявлений и факторов школьной (не)успешности.
- Проведение повторных опросов школьников (3 и 6 классы) для измерения динамики школьной неуспешности, связанных с ней факторов.
- Проведение повторных опросов родителей школьников, учителей для измерения динамики школьной неуспешности, связанных с ней факторов.
- Проведение интервью со школьниками, родителями, учителями для уточнения динамики школьной неуспешности, связанных с ней факторов, формулирования гипотез для последующих волн лонгитюда.
Доступные данные: анкетирование детей и родителей 2-х волн исследования.
Первая волна (2022 г.)
База данных опроса обучающихся 1 класса (2 626 анкет, 2022 год), 4 класса (2 790 анкет, 2022 год) и родителей (3 723 анкет, 2022 год) лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность.
Вторая волна (2023 г.)
Данные опросов обучающихся 2-х и 5-х классов (2295 и 2251 человек соответственно), родителей (2069 человек среди родителей вторых классов и 2316 человек среди родителей учащихся пятых классов) и учителей (692 человека). Опросы проведены в школах Нижегородской области, охваченных первой волной лонгитюда (55 школ из 9 муниципальных образований области), данные интервью (со школьниками, родителями, учителями (22 школьника, 22 родителя, 16 учителей).
Сроки реализации проекта: 2024-2025 гг.
Примерная тематика: особенности саморегулируемого поведения детей, самоэффективность, школьный климат, родительские практики и их влияние на благополучие/неблагополучие и школьную успешность/неуспешность ребенка,
Контактные лица: Ахмеджанова Диана Рафаильевна dakhmedjanova@hse.ru, Бочавер Александра Алексеевна abochaver@hse.ru
Название проекта: «Жизненный выбор: факторы и механизмы принятия ключевых решений на разных стадиях жизненного пути»
Описание подпроекта:
Данная часть проекта решает задачу анализа содержания совершаемых в период взросления (появляющаяся взрослость / emerging adulthood — возрастной интервал 18-25 лет) выборов, субъективно воспринимаемых как удачные и неудачные, и выявление сфер, к которым относятся эти выборы, и сфокусирована на изучении субъективных представлений о жизненных выборах среди молодежи и опирается на биографические и нарративные традиции социологической и психологической наук в исследовании жизненного пути и отдельных жизненных выборов в разных сферах. Используются формализованные и неформализованные опросные методы, интервью, наблюдение, анализ документов, которые позволяют рассматривать жизненные выборы в контексте жизненных траекторий, раскрывая индивидуальные смыслы, которые участники исследования вкладывают в эти выборы
Задача подпроекта:
Анализ содержания, факторов и субъективного восприятия жизненных выборов, совершаемых российской молодежью в возрасте 18-25 лет в период появляющейся взрослости (emerging adulthood) с опорой на количественные и качественные социологические данные
Доступные данные:
Набор интервью и эссе, посвященных жизненным выборам в период становящейся взрослости. В задачи входит сбор новых количественных данных.
Контактное лицо: Бочавер Александра Алексеевна abochaver@hse.ru
Темы, в текущий момент не привязанные к длительным проектам, однако входящие в стратегические интересы работу Центра исследований современного детства:
- Влияние социального окружения на учащихся, структура сетей учащихся
- Детские и родительские практики заботы о физическом и психологическом здоровье
- Освещение детства и родительства в СМИ
- Профессиональные и образовательные сообщества "экспертов по детям и детскому воспитанию" например педиатры, детские психологи
Контактное лицо: Михайлова Оксана Рудольфовна omikhailova@hse.ru
- Онлайн-поведение детей и подростков
- Практики секретности и автономия подростков
- Изучение родительских практик с точки зрения контроля и поддержки автономии детей в разных возрастах
- Детские независимые перемещения, город как развивающее пространство
Контактное лицо: Бочавер Александра Алексеевна abochaver@hse.ru
Центр психометрики и измерений в образовании
Проект социального воздействия в сфере образования «Формирование социально-позитивных образовательно-профессиональных траекторий обучающихся 7 – 11 классов за счет реализации образовательных программ, интегрирующих финансовую, правовую и цифровую грамотность, на базе государственных общеобразовательных организаций Камчатского края с использованием сетевого взаимодействия»
Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о развитии новых грамотностей (цифровая, правовая, финансовая) в течение 3 лет.
Цель проекта состоит в повышении эффективности общего образования как социально-профессионального лифта, создание возможностей для позитивной социализации и самореализации обучающихся, в том числе за счет развития необходимых для жизни в современном обществе грамотностей.
Планируемый социальный эффект проекта - сокращение доли обучающихся, выбывающих из системы образования после 9, 10, 11 классов, не приступивших к реализации образовательно-профессионального маршрута (траектории); увеличение доли выпускников 9 и 11 классов, получивших опыт проектирования образовательно-профессионального маршрута (траектории); повышение уровня цифровой, финансовой, правовой грамотностей.
Контактное лицо : Тарасова Ксения Вадимовна ktarasova@hse.ru
Проект «Специфика измерения и развития гибких навыков с учётом разных уровней фиксации внимания»
Согласно литературе, гибкие навыки приобретают все большее значение для успешного обучения, трудоустройства и социализации в целом. Однако развитие гибких навыков остается нетривиальной задачей. Существующие инструменты оценки гибких навыков не дают возможности предоставлять индивидуальные рекомендации относительно траектории развития навыков и методов, необходимых для эффективного обучения им. Основным недостатком современных инструментов является их нечувствительность к индивидуальным особенностям тестируемых, влияющим как на успешность прохождения теста, так и на точность производимой оценки. Концентрация внимания является одним из таких факторов. Особенности концентрации внимания существенно влияют на способность человека проходить тесты, даже в том случае, если он или она достаточно владеют исследуемым навыком. Применяя инструменты, не учитывающие индивидуальные особенности концентрации внимания, представляется невозможным описать модель траектории формирования гибких навыков.
Цель проекта - формирование методологических подходов к разработке стандартизированных инструментов измерения гибких навыков, обеспечивающих одинаковую доступность и надежность измерения с учетом индивидуальных особенностей развития, и разработка на их основе модели измерения и развития гибких навыков с использованием доказательного подхода.
Центр специализируется на разработке инструментов измерения универсальных компетенций и новых грамотностей, в т.ч. располагает рядом инструментов оценки гибких навыков учащихся и студентов, выполненных в форме интерактивных сценарных заданий. Исследование предполагает их использование.
Контактное лицо : Тарасова Ксения Вадимовна ktarasova@hse.ru