Аспирантская школа по образованию

Обучение очное и бесплатное, длится 3 года.

Аспирантура находится в Москве. По всем вопросам обращайтесь: tkanonir@hse.ru

 

Вытащить из «черного ящика» – ценности и мотивации студентов изучат специально, чтобы сократить отсев из топовых вузов

В лучшие университеты России трудно попасть, а вот выпасть из них, судя по всему, довольно просто – отсев достигает 25 – 30%. Это не очень объяснимо, учитывая, что поступают туда самые «сливки», интеллектуальная элита, те, для кого учиться – не сложно. Тем более, государство вкладывает в топовые вузы большие ресурсы именно для того, чтобы создать лучшие возможности для учебы. Значит, есть причины, из-за которых этими возможностями не пользуются, и, может быть, университет не вполне «угадывает» – что от него нужно студенту. Это одна из проблем, ставших вызовом для нового масштабного исследовательского проекта Инобра.

Вытащить из «черного ящика» – ценности и мотивации студентов изучат специально, чтобы сократить отсев из топовых вузов

© AI

Исследователи чаще говорят о «черном ящике» университета – мол, есть данные на входе и на выходе из вуза, но мало известно, что происходит внутри. А о «черном ящике» студента тем более ничего не известно – его чаще видят объектом образования, а какую роль играют его собственные позиции, мотивации, ценности, установки, остается за кадром. Лонгитюдное исследование, в которое включатся не только Инобр, но и коллеги из Вышки, российских и зарубежных научных центров, станет одним из первых подобных в мире. Есть возможность присоединиться и у начинающих ученых – тех, кто поступит в аспирантскую школу по образованию в этом году. Более того, аспиранты получат специальные гранты, которые позволят сосредоточиться на проекте, не думая о подработках. Рассказывает куратор направления, директор Института образования Евгений Терентьев.



«Новое исследование мы запускаем в рамках стратегического проекта Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» – он посвящен, в частности, вопросу, почему люди пользуются или не пользуются возможностями, которые появляются в разных сферах жизни, и оценке эффектов от этих действий или бездействия. Наш участок работы связан с изучением моделей образовательного поведения студентов. Мы давно изучаем, какие возможности создаются в вузах для развития навыков, но очень мало знаем, как ведет себя студент, попадая в институт высшего образования. Написано много книг, как университет влияет на студента – но не наоборот.


Топовые вузы, в которых мы будем вести исследование – это, по сути, новое явление, тоже не изученное. В последние годы произошла жесткая вертикальная дифференциация высшего образования, появился большой класс суперселективных университетов. Там учится до 40% российских студентов. Туда приходят самые способные – и по каким-то причинам часть из них разочаровывается. Нормально, когда кто-то увидел бОльшие возможности за пределами высшего образования и ушел, но очевидно, что большинство из тех, кто отсеивается, делают это по каким-то другим причинам. Надо выяснить, где и почему возникают «поломки» и как с этим бороться. 


Мы запускаем уникальное для России лонгитюдное исследование образовательного поведения студента в ведущих российских университетах – охватим не менее 10 вузов и в течение, как минимум, пяти лет будем изучать, как ведут себя их студенты, как делают выбор, как складываются их траектории и образовательные результаты. Причем, кроме социологической составляющей, здесь будет много других измерений – мы интегрируем в проект разработанные нашими психометриками инструменты. Они позволят измерять уровень и динамику универсальных компетентностей, таких, как критическое мышление, новые виды грамотности – например, финансовую. Даже в мировых масштабах почти нет таких лонгитюдов – по сути, это глобальный новаторский проект, поэтому им уже заинтересовались коллеги из ведущих научных центров мира. 


Мы приглашаем будущих аспирантов присоединиться к этому проекту, тем более что его старт осенью так удачно совпадает с набором в аспирантскую школу по образованию. На протяжении нескольких лет аспиранты будут соавторами большого исследования, смогут спроектировать его инструмент, принять участие в сборе данных, съездить в университеты. Это задача не для кабинетных ученых – предстоит работа на местах, увлекательный экспириенс, а не только работа с данными.


Проект объединит усилия коллег из нескольких подразделений Инобра – Центра социологии высшего образования, Лаборатории проектирования содержания образования, Лаборатории моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании. Скорее всего, аспиранты будут приглашены в каждый из этих центров – и каждого, кто будет вовлечен в проект, ждут интересные коллаборации, амбициозные задачи и грантовая поддержка. Конечно, будут вовлечены и другие научные центры Инобра и не только, например – коллеги из НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.


Мы ожидаем от проекта большой практический эффект. Проблемы высшего образования – не только в высоком отсеве, который мы видим в топовых вузах, но и, например, в развитии гибких навыков у студентов. Исследование «Супертест», которое Инобр делал с коллегами из Индии и Китая, показало, что навыки критического мышления не только не улучшаются, но и ухудшаются за время учебы в вузе. Если университеты и государство вкладывают столько усилий, но это не решает системных проблем, значит, мы все что-то упускаем из вида. Этот кусочек пазла важен, чтобы мы могли проектировать правильные прикладные решения для высшего образования».

В аспирантской школе Вышки по образованию ведут исследования на стыке разных наук. Здесь готовят диссертации социологи, экономисты, педагоги и обладатели других специальностей – те, кому интересно изучать сферу образования. Работа идет в максимально плотном контакте с нашими научными центрами и лабораториями. Прием документов идет до 15 сентября

Подробнее об аспирантской школе по образованию и ее грантовых программах