Хорошо забытое новое для образования – в аспирантуре Инобра будем извлекать рецепты будущего из неизученного прошлого
«Не надо думать, что социалистическое образование – это что-то из пыльных книжек, от чего не осталось никаких следов, вроде порядка танцев на балах. Есть страны, для которых эта модель осталась в прошлом (в том числе и для нас) – но для понимания образовательной политики, инноваций, того, как они принимаются или не принимаются системой, очень важно видеть, как влияет эта колея. Фактически история поставила естественный эксперимент, который позволяет проводить сравнительный анализ в странах с общим прошлым. Мы смотрим, как те или иные конструкции прежних времен трансформировались в разных странах, как они повлияли на конкурентоспособность их систем образования. А еще есть государства, которые продолжают социалистическую политику в образовании – это не только Китай или КНДР, но и, в определенном смысле, например, Скандинавия. И как они развивают свое образование, тоже интересно для получения уроков на будущее.
Нас интересует не столько прошлое (по крайней мере, само по себе), – нам интересно, как оно влияет на сегодняшние проблемы, на что можно и нужно опираться, а от чего отказываться. Мы хотим понять закономерности развития тех или иных элементов образовательной системы, сравнивая постсоциалистические трансформации в разных странах. Это позволяет нам не только объяснять какие-то проблемы, но и предлагать пути их решения. Например, мы сейчас выпускаем большую книгу о том, как в постсоветских странах исследовательская миссия пришла во все университеты. В ней, кажется, удалось понять, почему в университетских исследованиях в странах постсоветского пространства еще очень много имитаций настоящей науки и почти нет трансфера технологий. Или другое исследование, которое идет сейчас и куда мы зовем аспирантов - что происходит с доступом к образованию, почему образование почти везде перестало работать как механизм социальной мобильности. Наши исследователи показали, что, например, что, если вы отказываетесь от государственной поддержки дополнительного образования, то у вас усилится неравенство в школьных достижения.
Или другой пример уже ведущихся исследований – скоро будет защита диссертации о том, как развивалось дополнительное образование в постсоветских странах. Но в грантовой программе мы главным образом сосредоточимся на высшем образовании. Аспиранты будут работать с коллегами из разных стран, на разных языках, собирать данные практически по всему миру – ведь бывший соцлагерь очень большой, а интерес к его наследию появляется и в западных странах.
Мы собираемся изучать, как университеты разных стран отвечают на новые вызовы: государственная политика не успевает как-либо отреагировать, исследователи еще не разобрались, а практики уже начинают что-то делать. Наша задача – фиксировать и осмысливать их опыт».
В аспирантской школе Вышки по образованию ведут исследования на стыке разных наук. Здесь готовят диссертации социологи, экономисты, педагоги и обладатели других специальностей – те, кому интересно изучать сферу образования. Работа идет в максимально плотном контакте с нашими научными центрами и лабораториями. Прием документов идет до 15 сентября
Подробнее об аспирантской школе по образованию и ее грантовых программах