Аспирантская школа по образованию

Обучение очное и бесплатное, длится 3 года.

Аспирантура находится в Москве. По всем вопросам обращайтесь: tkanonir@hse.ru

 

Хорошо забытое новое для образования – в аспирантуре Инобра будем извлекать рецепты будущего из неизученного прошлого

Кроме бытовых разговоров, как хорошо учили в СССР, о социалистической модели образования известно немного. Вернее, кто помнит отдельные случаи из своей жизни или жизни папы и бабушки – тот и так помнит, а предметом серьезного научного анализа образовательные модели прошлого не были. Тем более, они всё-таки разные – если мы что-то знаем про советскую школу и вуз, то вряд ли хорошо представляем вьетнамские или, уж тем более, систему образования какой-нибудь Югославии. Лавка древностей? Нет. Ведь прошлое задает колею развития для будущего. И без понимания этого прошлого нельзя понять эту колею, а без понимания колеи нельзя строить дорогу в будущее. Благодаря анализу того, как менялось в последние десятилетия образование в странах бывшего соцлагеря, можно не только понять многие сегодняшние проблемы, но и найти их решения. Приглашаем заняться этим в аспирантуре Инобра: постсоциалистические трансформации образования  – одно из новых грантовых направлений. Те, кто будет ее изучать, станет получать грант (по сути, зарплату), чтобы не приходилось отвлекаться на подработки на стороне. Почему эта тема интересна – рассказывает куратор направления, главный научный сотрудник Инобра, заслуженный профессор Вышки Исак Фрумин.

Хорошо забытое новое для образования – в аспирантуре Инобра будем извлекать рецепты будущего из неизученного прошлого

© AI

«Не надо думать, что социалистическое образование – это что-то из пыльных книжек, от чего не осталось никаких следов, вроде порядка танцев на балах. Есть страны, для которых эта модель осталась в прошлом (в том числе и для нас) – но для понимания образовательной политики, инноваций, того, как они принимаются или не принимаются системой, очень важно видеть, как влияет эта колея. Фактически история поставила естественный эксперимент, который позволяет проводить сравнительный анализ в странах с общим прошлым. Мы смотрим, как те или иные конструкции прежних времен трансформировались в разных странах, как они повлияли на конкурентоспособность их систем образования. А еще есть государства, которые продолжают социалистическую политику в образовании – это не только Китай или КНДР, но и, в определенном смысле, например, Скандинавия. И как они развивают свое образование, тоже интересно для получения уроков на будущее.

Нас интересует не столько прошлое (по крайней мере, само по себе), – нам интересно, как оно влияет на сегодняшние проблемы, на что можно и нужно опираться, а от чего отказываться. Мы хотим понять закономерности развития тех или иных элементов образовательной системы, сравнивая постсоциалистические трансформации в разных странах. Это позволяет нам не  только объяснять какие-то проблемы, но и предлагать пути их решения. Например, мы сейчас выпускаем большую книгу о том, как в постсоветских странах исследовательская миссия пришла во все университеты. В ней, кажется, удалось понять, почему в  университетских исследованиях в странах постсоветского пространства еще очень много имитаций настоящей науки и почти нет трансфера технологий. Или другое исследование, которое идет сейчас и куда мы зовем аспирантов - что происходит с доступом к образованию, почему образование почти везде перестало работать как механизм социальной мобильности. Наши исследователи показали, что, например, что, если вы отказываетесь от государственной поддержки дополнительного образования, то у вас усилится неравенство в школьных достижения. 

Или другой пример уже ведущихся исследований – скоро будет защита диссертации о том, как развивалось дополнительное образование в постсоветских странах. Но в грантовой программе мы главным образом сосредоточимся на высшем образовании. Аспиранты будут работать с коллегами из разных стран, на разных языках, собирать данные практически по всему миру – ведь бывший соцлагерь очень большой, а интерес к его наследию появляется и в западных странах.  

Мы собираемся изучать, как университеты разных стран отвечают на новые вызовы: государственная политика не успевает как-либо отреагировать, исследователи еще не разобрались, а практики уже начинают что-то делать. Наша задача – фиксировать и осмысливать их опыт». 

В аспирантской школе Вышки по образованию ведут исследования на стыке разных наук. Здесь готовят диссертации социологи, экономисты, педагоги и обладатели других специальностей – те, кому интересно изучать сферу образования. Работа идет в максимально плотном контакте с нашими научными центрами и лабораториями. Прием документов идет до 15 сентября

Подробнее об аспирантской школе по образованию и ее грантовых программах