• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Книга
Трудности и перспективы цифровой трансформации образования

Уваров А. Ю., Дворецкая И. В., Заславский И. М. и др.

М.: Государственный университет-Высшая школа экономики, 2019.

Статья
Аккредитация вузов: порядки и беспорядки

Болотов В. А.

Образовательная политика. 2019. № 1-2. С. 64-66.

Глава в книге
Благополучие детей в цифровую эпоху

Бочавер А. А., Докука С. В., Новикова М. А. и др.

В кн.: XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. 9–12. апреля 2019. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. Гл. 5. С. 1-34.

Препринт
‘Formalizing the unformalizable’: Discursive resistance to Unified State Examination by the teacher community

Minina E.

Education. EDU. Высшая школа экономики, 2019

Идем на восток!

Совсем недавно академическая аспирантка школы по образованию Сауле Бекова вернулась со стажировки в Университете Гонконга. В статье она делится своим опытом прохождения стажировки

C:\Users\bekov\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5430.jpg

Университет Гонконга (англ. The University of Hong Kong или HKU) основан в 1911 г., занимает 26 строчку в рейтинге мировых вузов.

В 2019 году университет занял 6 место в рейтинге QS по образованию.



Аспиранты академического трека обычно едут на стажировку на втором курсе, моя стажировка началась позже – в середине третьего года обучения. Но я не видела смысла ехать раньше, т.к. у меня были типичные для многих аспирантов трудности с фокусировкой темы. И если честно, я не очень понимала, чем кроме академического туризма может быть мне полезна стажировка.

К третьему году у меня наконец сложилось понимание, чего я хочу от стажировки: выстроилась общая линия работы и появились данные, по которым я хотела написать текст под руководством ведущего исследователя в этой области. Doctoral studies – это не самая популярная тема в исследованиях образования в мире, поэтому у меня было не так много мест, из которых можно было выбирать. Первоначально план был поехать в Университет Вашингтона в Сиэттле, к Мареси Нерад, ведущему исследователю в этой сфере. Однако ее центр в прошлом году прошел через ряд трансформаций и сменил локацию, что затрудняло возможность стажировки. При выборе места стажировки я ориентировалась на тему и публикации, поэтому выбирала не столько место прохождения, сколько исследователя, потенциального руководителя стажировки. В итоге мы с моим научным руководителем Игорем Чириковым решили обратиться к профессору факультета образования Хуго Хорте. Я познакомилась с ним на конференции CHER, которую в прошлом году проводила Вышка и которая оказалась хорошей площадкой для того чтобы установить профессиональные контакты и обсудить свой проект.

В первую же неделю стажировки я приняла участие в конференции аспирантов, где представила часть своей диссертации. На факультете образования существует традиция проведения конференции для аспирантов и магистрантов, где они представляют свои работы, при этом модераторами выступают сами же аспиранты. Преподаватели и научные руководители приходят в качестве слушателей, причем это событие собирает немалую аудиторию. Я изучаю отсев в аспирантуре, поэтому кратко рассказывала о том, как проходит обучение в аспирантуре в России. Все сошлись на том, что у нас чрезвычайно высокая нагрузка на аспиранта и недоумевали, почему при таких высоких показателях отсева требования к защите только ужесточаются. Особенно всех удивило требуемое количество публикаций, т.к. в Университете Гонконга наличие публикаций не является обязательным. Аспиранты здесь, как и в ряде западных университетов, первые два года не занимаются диссертационным проектом, вместо этого они учатся и сдают квалификационный экзамен, после которого становятся кандидатами на степень. Только после этого они начинают занимаются непосредственно исследованием и написанием текста.

В целом в университете созданы все условия, чтобы полноценно работать: у всех аспирантов есть свое рабочее место, при этом типичный рабочий день для аспиранта – заниматься своим исследовательским проектом. На время стажировки у меня была возможность почувствовать, каково это – посвящать все время диссертацию без отрыва на другую деятельность.

Что могу сказать – это на порядок эффективнее обычного режима, когда приходится лавировать между работой и диссером. Было бы здорово, если бы у российских аспирантов была такая возможность.

В ходе двух месяцев стажировки мы с профессором Хорта обсуждали логику всей диссертационной работы, идею статьи, а затем и сам драфт по ходу подготовки текста. Считаю стажировку успешной, т.к. у меня была, во-первых, возможность уделять все время диссертации, а, во-вторых, работать над текстом с редактором одного из ведущих журналов по высшему образованию (Higher Education).

Отдельно стоит сказать об университете – это Гонконг в миниатюре: утопающий в зелени и при этом высокотехнологичный. Университет располагает к учебе и работе: множество площадок для работы – библиотек, компьютерных залов, просто свободных пространств, множество мест, где можно перекусить, зоны отдыха и даже несколько прудов. Если у вас будет возможность посетить университет Гонконга хотя бы на пару дней, обязательно воспользуйтесь этой возможностью.

C:\Users\bekov\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181231_084637.jpg