• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идем на восток!

Совсем недавно академическая аспирантка школы по образованию Сауле Бекова вернулась со стажировки в Университете Гонконга. В статье она делится своим опытом прохождения стажировки

C:\Users\bekov\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5430.jpg

Университет Гонконга (англ. The University of Hong Kong или HKU) основан в 1911 г., занимает 26 строчку в рейтинге мировых вузов.

В 2019 году университет занял 6 место в рейтинге QS по образованию.



Аспиранты академического трека обычно едут на стажировку на втором курсе, моя стажировка началась позже – в середине третьего года обучения. Но я не видела смысла ехать раньше, т.к. у меня были типичные для многих аспирантов трудности с фокусировкой темы. И если честно, я не очень понимала, чем кроме академического туризма может быть мне полезна стажировка.

К третьему году у меня наконец сложилось понимание, чего я хочу от стажировки: выстроилась общая линия работы и появились данные, по которым я хотела написать текст под руководством ведущего исследователя в этой области. Doctoral studies – это не самая популярная тема в исследованиях образования в мире, поэтому у меня было не так много мест, из которых можно было выбирать. Первоначально план был поехать в Университет Вашингтона в Сиэттле, к Мареси Нерад, ведущему исследователю в этой сфере. Однако ее центр в прошлом году прошел через ряд трансформаций и сменил локацию, что затрудняло возможность стажировки. При выборе места стажировки я ориентировалась на тему и публикации, поэтому выбирала не столько место прохождения, сколько исследователя, потенциального руководителя стажировки. В итоге мы с моим научным руководителем Игорем Чириковым решили обратиться к профессору факультета образования Хуго Хорте. Я познакомилась с ним на конференции CHER, которую в прошлом году проводила Вышка и которая оказалась хорошей площадкой для того чтобы установить профессиональные контакты и обсудить свой проект.

В первую же неделю стажировки я приняла участие в конференции аспирантов, где представила часть своей диссертации. На факультете образования существует традиция проведения конференции для аспирантов и магистрантов, где они представляют свои работы, при этом модераторами выступают сами же аспиранты. Преподаватели и научные руководители приходят в качестве слушателей, причем это событие собирает немалую аудиторию. Я изучаю отсев в аспирантуре, поэтому кратко рассказывала о том, как проходит обучение в аспирантуре в России. Все сошлись на том, что у нас чрезвычайно высокая нагрузка на аспиранта и недоумевали, почему при таких высоких показателях отсева требования к защите только ужесточаются. Особенно всех удивило требуемое количество публикаций, т.к. в Университете Гонконга наличие публикаций не является обязательным. Аспиранты здесь, как и в ряде западных университетов, первые два года не занимаются диссертационным проектом, вместо этого они учатся и сдают квалификационный экзамен, после которого становятся кандидатами на степень. Только после этого они начинают занимаются непосредственно исследованием и написанием текста.

В целом в университете созданы все условия, чтобы полноценно работать: у всех аспирантов есть свое рабочее место, при этом типичный рабочий день для аспиранта – заниматься своим исследовательским проектом. На время стажировки у меня была возможность почувствовать, каково это – посвящать все время диссертацию без отрыва на другую деятельность.

Что могу сказать – это на порядок эффективнее обычного режима, когда приходится лавировать между работой и диссером. Было бы здорово, если бы у российских аспирантов была такая возможность.

В ходе двух месяцев стажировки мы с профессором Хорта обсуждали логику всей диссертационной работы, идею статьи, а затем и сам драфт по ходу подготовки текста. Считаю стажировку успешной, т.к. у меня была, во-первых, возможность уделять все время диссертации, а, во-вторых, работать над текстом с редактором одного из ведущих журналов по высшему образованию (Higher Education).

Отдельно стоит сказать об университете – это Гонконг в миниатюре: утопающий в зелени и при этом высокотехнологичный. Университет располагает к учебе и работе: множество площадок для работы – библиотек, компьютерных залов, просто свободных пространств, множество мест, где можно перекусить, зоны отдыха и даже несколько прудов. Если у вас будет возможность посетить университет Гонконга хотя бы на пару дней, обязательно воспользуйтесь этой возможностью.

C:\Users\bekov\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20181231_084637.jpg