Аспирантская школа по образованию

Обучение очное и бесплатное, длится 3 года.

Аспирантура находится в Москве. По всем вопросам обращайтесь: tkanonir@hse.ru

 

Поздравляем Адамович Ксению Александровну с успешной защитой кандидатской диссертации!

Уважаемые коллеги! 

Рады сообщить, что сегодня, 5 июля 2023 года, состоялась успешная защита кандидатской диссертации Адамович Ксении Александровны на тему:«Региональное неравенство образовательных результатов и траекторий учащихся российских школ в постсоветский период», представленной на соискание учёной степени кандидата наук об образовании. Научный руководитель – Захаров Андрей Борисович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.

Защиту провел Комитет по диссертации в следующем составе:

  1. Мерцалова Татьяна Анатольевна, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, председатель комитета;
  2. Абанкина Ирина Всеволодовна, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук, заслуженный профессор НИУ ВШЭ;
  3. Агранович Марк Львович, директор Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, кандидат экономических наук, профессор;  
  4. Казакова Елена Ивановна, директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор;
Константиновский Давид Львович, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, доктор социологических наук.

В обществе сегодня активно ведется дискуссия о пересмотре основных компонентов образовательной политики (ориентация на среднее образование как необходимый минимум, инструмент ЕГЭ как гарант социального лифта и другие), поэтому исследование Ксении Александровны, в центре внимания которого реалии образовательного неравенства, оценено членами комитета как актуальное не только с общенаучной точки зрения, но и в контексте влияния на образовательную политику. В этой ситуации междисциплинарный подход, зафиксированный ею на методологическом уровне, является совершенно обоснованным и позволил выйти на формирование новых методологических подходов, опирающихся на разные научные парадигмы.

Как подчеркивали члены комитета по диссертации, автору диссертации убедительно удалось доказать, что региональный компонент в целом играет более важную роль в объяснении различий результатов и траекторий учащихся, чем другие компоненты. Это делает учет региональных различий критически важным для принятия мер образовательной политики и проведения исследований, например, может служить основанием для разработки именно региональных программ улучшения качества образования в противовес программам, фокусирующимся исключительно на «слабых или сильных образовательных организациях». К выводам, на которые следует обратить особое внимание, по мнению экспертов, следует отнести утверждение о том, что в ряде регионов возникает ситуация двойного штрафа для образовательных результатов, когда учащиеся последовательно проигрывают – сперва за счет более низкого капитала семей, затем за счет более низкого доступа к образовательным ресурсам, в других регионах можно наблюдать двойной выигрыш, как от большего культурного и социального капитала, так и от локализации образовательных ресурсов. Ксения Александровна убедительно доказывает, что декларируемые инструменты «социальных лифтов» в области образования обладают существенными региональными ограничениями.

К значимым достоинствам работы члены комитета отнесли тщательный теоретический анализ, скрупулезный анализ и обзор мировой практики; поэтому – тем более значимым представляется вывод о рисках использования универсальных рекомендаций, базирующихся на данных общестрановых оценок или апробации в отдельных регионах – при разработке региональной образовательной стратегии. В диссертации использован широкий набор современных инструментов статистического анализа, что позволило членам диссертационного комитета говорить о высоком научном уровне проведенного исследования.

Результаты исследования будет представлять интерес, в первую очередь, для специалистов по проектированию развития региональных систем образования, речь идет о целесообразности трансфера успешных практик, но не любых, а тех, которые исходят из опыта преобразований в регионе со схожим образовательным статусом; одним из инструментов определения этого статуса может выступать предложенная исследователем методика.

Члены комитета по защите диссертации единогласно проголосовали за то, чтобы рекомендовать диссертационному совету НИУ ВШЭ присудить Ксении Александровне Адамович искомую степень кандидата наук об образовании. Мы надеемся, что на ближайшем заседании диссертационный совет примет положительное решение!

С материалами диссертации вы можете познакомиться на сайте диссертационного совета по образованию НИУ ВШЭ.

Поздравляем Ксению Александровну Адамович и ее научного руководителя Захарова Андрея Борисовича с блестящей защитой и желаем успехов в дальнейших исследованиях!