• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Книга
Letters to a New Minister of Education Kindle Edition

Reimers F. M., Cardenas S., Costin C. et al.

2019.

Статья
The Russian panel study 'Trajectories in Education and Careers'

Malik V.

Longitudinal and Life Course Studies. 2019. Vol. 10. No. 1. P. 125-144.

Глава в книге
Collaborative Learning in Data Science Education: A Data Expedition as a Formative Assessment Tool
В печати

Maksimenkova O. V., Neznanov A., Radchenko I.

In bk.: The Challenges of the Digital Transformation in Education. Switzerland: Springer, 2019. P. 20-32.

Препринт
The effect of phonological ability on math is modulated by socioeconomic status in elementary school

Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D.

PSYCHOLOGY. WP BRP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018

Левен – источник мудрости

Аспиранты Института образования ВШЭ имеют возможность проходить стажировку в лучших международных вузах, что позволяет повышать профессиональную подготовку и одновременно знакомиться с культурой страны пребывания. Варвара Погожина посетила старейший в Европе Левенский Католический Университет (Бельгия). Стажировка превратилась в увлекательное путешествие и в этой статье она делится своими впечатлениями.

Левен. Лувен. Льовен. Само название города звучит как песня, так и хочется немного потянуть «л», чтобы получилось еще мелодичнее. Левенский Католический Университет и его вечный студент Фонске льет пиво себе в голову, штудируя учебник посреди площади. Скульптура называется «источник мудрости» - в чувстве юмора бельгийцам не откажешь. 
 

Улочки извилисты, и кажется, что заблудиться в них проще простого. Ищешь-ищешь нужное место, постоянно сверяясь с картой – совсем не хочется опоздать в первый день. Ну наконец, Центр педагогической психологии и технологии. Пусть здание этого корпуса не отличается колоритностью, как, например, факультет философии, весь увитый виноградом, или университетская библиотека, больше похожая на замок, но ведь «с лица  воду  не пить». Профессор Вершаффель уже ждет у входа. Так я и думала, все-таки поздно пришла… Не нужно было так долго разглядывать здание Ратуши.

«Вы совсем не опоздали» - сходу одаривает меня новый научный руководитель ободряющей улыбкой – «просто я всегда прихожу раньше». Он один из лучших специалистов в области «problem solving», и прекрасно знает, что именно это меня к нему и привело. Заученное приветствие вылетает из головы, и вместо того, чтобы рассказать, как долго я ждала этой поездки в старейший университет Европы, как я нуждаюсь в его помощи в написании диссертации, как много мне нужно обсудить с ним и его коллегами, я мычу и вымученно улыбаюсь.

Он, кажется, сразу все понимает, и, все еще улыбаясь, жестом предлагает следовать за ним. Лестницы, переходы, коридоры, тупик, опять лестницы, лифт, коридор… «ну кто так строит?!»… А потом раз – и мы пришли.  На меня смотрят лица, много-много лиц. Мои новые коллеги, и им, конечно, любопытно. Все как на подбор – молодые, энергичные, а в глазах интерес и искорки. Профессор Вершаффель что-то говорит, видимо, представляет меня, и показывает мое рабочее место.





Одна из девушек протягивает мне руку со словами «Йо». Я не сразу понимаю, что это ее имя, поэтому некоторое время смотрю с удивлением. Она, видя мое замешательство, разражается хохотом, явно довольная произведенным впечатлением. А потом все сразу становится легко и просто. А потом разговоры-разговоры-разговоры. Что вы исследуете? Очень интересно! А у нас вот тут большой проект по instructional design, в вашей стране это направление популярно? Это хорошо, оно такое перспективное… Еще здесь проблемы с отчислением студентов по неуспеваемости, что вы думаете о self-regulation skills?

Все крутится быстрее и быстрее, и столько впечатлений, что кажется, будто месяц – это целая вечность. Встречи, выступления, обеды, ланчи, бранчи и даже завтраки, где все говорят только о том, что важно и интересно для них, для нас, для исследователей, для ученых. Аспиранты и пост-доктора, с переливающимся через край энтузиазмом рассказывают о своих планах на масштабные исследования. Профессора, чьи имена я встречала в статьях ведущих журналов, указывают на заведомо слабые места, ведь лучше знать о возможных ошибках сейчас. И все они, вы представляете, все они совершенно искренне хотят мне помочь! Мне приносят книги и статьи, мне присылают презентации на голландском (ведь именно на нем они и говорят), а потом переводят их для меня на английский. Снова и снова меня просят рассказать о трудностях при написании диссертации, и, с теми же очаровавшими меня при первой встрече искорками в глазах, подробно описывают возможные пути их преодоления. Информация, горы информации, тонны информации, от которой голова кругом. Было ли это интересно? Ну а как вы думаете? Было ли это продуктивно? Вы еще спрашиваете!

А еще в Левене велосипеды. Куда ни глянь – они там. У школ, у кампусов, у корпусов. Облупленные древние развалюхи и блестящие складные байки, сваленные в кучу и аккуратно поставленные, но почти никогда – пристегнутые. Вот прямо сейчас бери любой – и вперед. Потому что зачем ходить пешком, если можно ездить? Ездить не по правилам, растянувшись вчетвером или впятером в цепочку через всю улицу. Не обращая внимания на пешеходов, потому что у пешеходов ведь ноги есть? Есть. Значит, могут и отойти. А машины что? Притормозят, ведь куда спешить, если ты в центре студенческой вселенной?



А потом в Левене вечер, когда Ратуша загорается огнями, и обязательно что-то происходит. Почему они все в белой одежде? Почему у них в руках ведра? Праздник, говорите? Опять студенты развлекаются? И что – часто такое? Почти каждый день?

По средневековой брусчатке обязательно нужно пойти за толпой. Туда, где прямо перед главным зданием университета раскинулась знаменитая «площадь баров». Где очень громко и много языков смешались в один радостный гомон. Где пена местного пива, небрежно смахнутая официантом на барную стойку, стекает прямо на висящие под стойкой рюкзаки и куртки, обладателям которых со всей очевидность все равно, ведь уже стемнело, и на сегодня учеба закончена. Так почему бы не веселиться?

Глубокая ночь, но уснуть не получается – звукоизоляция подкачала. Как же они поют, как же громко они смеются. И сразу и весело, и грустно, и прямо злость берет, и зависть, и хочется крикнуть им из окна: «Ну когда же вы замолчите?!», а потом: «Возьмите меня к себе!».

Левен – это атмосфера, которую не передать. Это место, где студент всегда найдет помощь и поддержку, потому что профессор и сам в душе студент. Это университет в городе и город в университете. И да, дайте мне ведро и белую одежду, я хочу быть одной из вас!


Подробнее об аспирантской школе по образованию Института образования ВШЭ тут.
Прием документов - с 1 июня по 9 сентября 2016 г.