• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Large-scale international assessments of learning outcomes: balancing the interests of multiple stakeholders
В печати

Li G., Shcheglova I., Bhuradia A. et al.

Journal of Higher Education Policy and Management. 2020. P. 1-17.

Глава в книге
How to Stop the Growing Tide of Student Dishonesty in Russia?

Chirikov I., Shmeleva E.

In bk.: Corruption in Higher Education: Global Challenges and Responses. Global Perspectives on Higher Education. Vol. 46. Brill / Sense, 2020.

Препринт
Does EdTech Substitute for Traditional Learning? Experimental Estimates of the Educational Production Function

Bettinger E., Fairlie R. W., Kapuza A. et al.

NBER Working Paper. National Bureau of Economic Research, 2020. No. 26967.

Голландия – страна контрастов и профессионалов

Одним из неоспоримых преимуществ академической аспирантуры НИУ ВШЭ является возможность пройти международную стажировку. Аспирантка Института образования Наталья Исаева в силу специфичности темы своего диссертационного исследования (а это симуляционные игры) долго выбирала место своей стажировки и в конце концов остановилась на голландском Университете Маастрихта (Maastricht University) – одном из лучших в мире мест, где занимаются проектированием образовательных программ. Ее рассказ о поездке получился увлекательным и ярким.

«Я слышала,что многие поступают в аспирантуру Вышки во многом из-за возможности съездить поучиться за границу. Стоит честно признаться, что наш аспирантский набор – а мы были первыми поступившими на направление «Образование» – не до конца понимал, зачем нам нужна эта стажировка, как ее организовать, как выбрать «правильное» место, и т.д. В связи с этим я отправилась в свое увлекательное путешествие только на третьем году обучения.

До последнего момента я была настроена несколько скептически – мне казалось, что отпущенного на стажировку времени не хватит, чтобы по-настоящему что-то успеть сделать или в чем-то разобраться, и уж тем более я сомневалась, что это сильно поможет мне непосредственно при написании диссертации. Поэтому я ехала с желанием получить неоценимый опыт жизни в другой стране, а также познакомиться с профессионалами в своей сфере, которые могут быть полезны в будущем.

В силу специфичности темы моей диссертации – а я занимаюсь симуляционными игровыми технологиями в оценке лидерства – мне очень хотелось найти место, где к этому вопросу относятся «серьезно» и «по-научному». Проблема с играми состоит в том, что в России это направление развивается в основном на практике – тренинговые и консалтинговые агентства, корпоративные университеты, HR-специалисты активно используют симуляции для обучения и оценки персонала. При этом почти нет действительно достойных теоретических работ, которые рассматривали бы процесс разработки и валидизации симуляций с научной, доказательной точки зрения. 

Два года назад к нам в Институт образования приезжал профессор голландского университета Маастрихта Йерун Ван Мериенбур1 (Prof. Jeroen van Merrienboer). Он широко известен как создатель подхода к проектированию обучения 4C-ID, исследователь в области обучения и научения, международный эксперт-консультант по современным образовательным технологиям. В рамках V Конференции Российской Ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) профессор Мериенбур рассказывал про свой опыт разработки и использования симуляций. Я была сильно впечатлена, и при выборе места стажировки практически не сомневалась.

Так я оказалась в маленьком средневековом Маастрихте, в Department of
 Educational Development & Research Университета Маастрихта – одном из лучших в мире мест, где занимаются проектированием образовательных программ. На мой взгляд, у этого успеха есть две причины. Во-первых, они занимаются разработками в области медицинского обучения, а, как известно, именно в медицине и военной отрасли появляются большинство инноваций. А во-вторых, они все делают доказательно и любой случайный в нашем понимании эффект превращают в целую педагогическую технологию. К примеру, когда мы, студенты, готовимся к экзамену по тому или иному предмету, мы ориентируемся на слухи о преподавателе: если мы знаем, что можно почти не готовиться, то скорее всего и не будем сильно стараться. А в Маастрихте на эту тему провели целый эксперимент: одной группе студентов с потока до экзамена показали видео, где бывшие студенты рассказывают о том, что для успешной сдачи нужно только выучить так называемые «протоколы» (инструкцию пошагового действия для врачей); а второй группе показали видео, где сам преподаватель говорит, что знание «протокола» – это само собой разумеющееся, но оценивать он будет критическое мышление, способность студента мыслить в нестандартных ситуациях. Как вы могли догадаться, первая группа получила значительно более низкие результаты на экзамене. Результаты эксперимента были такими впечатляющими, что видео с преподавателями стали неотъемлемой частью обучения.

Таких интересных историй я могу приводить еще очень-очень много, потому как, честно признаться, не ожидала, что моя программа пребывания в Маастрихте будет столь насыщенной. Изначально в составленном для меня профессором Мериенбуром графике значилось 7–8 встреч с ним и его коллегами, часть из которых проходила в других городах. В итоге же этот список расширился почти в два раза: все старались посоветовать еще кого-то из своих знакомых и коллег, кто мог бы быть мне полезен, с кем-то не хватало времени все обсудить за один раз… Итогом моего пребывания в Маастрихте явилось ясное представление о том, что и как нужно делать дальше, как превратить ремесленное умение конструировать игры в научно-обоснованную профессиональную деятельность.

Но возможность «подумать», оторваться от рабочих дел и полностью посвятить свое время диссертации в кругу ведущих экспертов – это не единственное, чем была полезна и интересна эта поездка. Были и путешествие по загадочным каналам Амстердама, и изучение творчества Ван Гога, и "Ночной Дозор" Рембрандта, и кубические дома Роттердама, и старинные замки и подземелья Маастрихта, и современная архитектора во всех ее причудливых проявлениях, и вкуснейшие выпечка и сыр… Глубоко окунуться в жизнь и культуру Голландии позволили два события – во-первых, традиционный карнавал, который проходил в северных провинциях страны и центром которого стал Маастрихт; во-вторых, знакомство с семьей известного голландского дизайнера, у которого, по счастливому стечению обстоятельств, я снимала квартиру на время стажировки.            

Сначала о карнавале. О предстоящем грандиозном событии мне стали наперебой рассказывать в мой первый же день в Университете. Рассказы сопровождались советами заранее запастись едой и обязательно найти подходящий карнавальный костюм, без которого я буду выглядеть просто «голой». Карнавал – это предшествующий Великому посту трехдневный традиционный праздник, когда люди от мала до велика наряжаются и веселятся до упаду. О грандиозности предстоящего события свидетельствовали забитые наглухо деревянными панелями витрины всех магазинов и кафе Маастрихта, а также узенькие улочки, ставшие еще более узкими от воздвигаемых антивандальных барных стоек. Масштабы и феерия праздника меня просто потрясли – это был впечатляющий полет вдохновения, креатива, счастья и безудержного веселья вне всяких рамок и стереотипов. По счастью, один из моих знакомых и коллег из Левена согласился сопровождать меня на карнавале. Долго думать над костюмами не было времени, поэтому накануне мы заглянули в ближайший магазин и обзавелись несколькими аксессуарами, которые в дополнение к прическе и макияжу позволили ощутить себя частью праздника. 

И напоследок немного о моем жилье и прекрасной семье, которая сделала мое пребывание в Маастрихте по-настоящему теплым и домашним. Когда я вошла в квартиру, которая должна была стать для меня домом на ближайший месяц, я подумала, что оказалась в музее современного искусства. Впоследствии оказалось, что это почти правда. Причудливых форм лампы и светильники, один из которых подарил известный итальянский дизайнер Микеле де Лукки – архитектор знаменитого моста Мира в Тбилиси; высоченные потолки  с балками; абстрактные полотна на стенах… Я подумала, что именно с современным искусством у меня и ассоциируется Голландия, а эта квартира – идеальное место для жизни на время моей стажировки. Контраст дизайна квартиры с видом из окна на средневековую Базилику Святого Серватия еще больше интриговал и завораживал. Хозяином квартиры оказался известный в Голландии архитектор Джо Коэнен, построивший популярную у туристов и жителей города Публичную библиотеку в Амстердаме. Хозяин с семьей жили на первом этаже дома, и уже через несколько дней после моего приезда они пригласили меня в гости, где за бокалом вина и вкуснейшими сладостями, которые хозяйка Марлис тщательно отбирала в трех разных кондитерских Масстрихта, мы несколько часов разговаривали о культуре, политике, архитектуре, обсуждали то, как кафе и маленькие частные продуктовые лавочки и кондитерские на первых этажах зданий в городе позволяют людям общаться и не терять связь между собой, что это является прочной базой для развития гражданского общества и просто счастливой жизни, а не «выживания» в условиях полной изоляции в многоэтажных домах и многоуровневых дорожных развязках... Над тем, как осуществить такой проект в Москве, где население сопоставимо с населением всей Голландии, Джо обещал подумать. Как только я заикнулась про то, что хочу посмотреть Амстердам, он по старинке на куске кальки нарисовал мне карту с достопримечательностями, чтобы мне проще было ориентироваться, нашел подходящие по расписанию поезда и даже одолжили мне свою музейную карту. За такими теплыми разговорами мы иногда проводили вечера, что очень помогало чувствовать себя как дома и вдали от него.

На своем опыте я убедилась, что стажировка – это уникальный шанс получить не только запланированные результаты по продвижению в своем научном исследовании, но и новые знания о культуре и жизни других людей, эмоции и вдохновение от встреч, феерических событий и удивительных мест, в которых ты оказался, плутая по улицам прекрасного незнакомого города... "

 


 О визите профессора Мериенбура в Инобр можно прочитать здесь. 

 

Подробнее об аспирантской школе по образованию Института образования ВШЭ тут.
Прием документов – с 1 июня по 9 сентября 2016 г.

***
Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:


- для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы:
"Информационные ресурсы исторической науки"
"Политические вызовы современности"
"Филологическая герменевтика школьной словесности"

- для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием:
"Управление образованием"

- для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования:
"Управление в высшем образовании"

Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2016 г.
 
(бюджетные места, предоставляется общежитие на время проведения сессий)
Подробности тут.