• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Голландия – страна контрастов и профессионалов

Одним из неоспоримых преимуществ академической аспирантуры НИУ ВШЭ является возможность пройти международную стажировку. Аспирантка Института образования Наталья Исаева в силу специфичности темы своего диссертационного исследования (а это симуляционные игры) долго выбирала место своей стажировки и в конце концов остановилась на голландском Университете Маастрихта (Maastricht University) – одном из лучших в мире мест, где занимаются проектированием образовательных программ. Ее рассказ о поездке получился увлекательным и ярким.

«Я слышала,что многие поступают в аспирантуру Вышки во многом из-за возможности съездить поучиться за границу. Стоит честно признаться, что наш аспирантский набор – а мы были первыми поступившими на направление «Образование» – не до конца понимал, зачем нам нужна эта стажировка, как ее организовать, как выбрать «правильное» место, и т.д. В связи с этим я отправилась в свое увлекательное путешествие только на третьем году обучения.

До последнего момента я была настроена несколько скептически – мне казалось, что отпущенного на стажировку времени не хватит, чтобы по-настоящему что-то успеть сделать или в чем-то разобраться, и уж тем более я сомневалась, что это сильно поможет мне непосредственно при написании диссертации. Поэтому я ехала с желанием получить неоценимый опыт жизни в другой стране, а также познакомиться с профессионалами в своей сфере, которые могут быть полезны в будущем.

В силу специфичности темы моей диссертации – а я занимаюсь симуляционными игровыми технологиями в оценке лидерства – мне очень хотелось найти место, где к этому вопросу относятся «серьезно» и «по-научному». Проблема с играми состоит в том, что в России это направление развивается в основном на практике – тренинговые и консалтинговые агентства, корпоративные университеты, HR-специалисты активно используют симуляции для обучения и оценки персонала. При этом почти нет действительно достойных теоретических работ, которые рассматривали бы процесс разработки и валидизации симуляций с научной, доказательной точки зрения. 

Два года назад к нам в Институт образования приезжал профессор голландского университета Маастрихта Йерун Ван Мериенбур1 (Prof. Jeroen van Merrienboer). Он широко известен как создатель подхода к проектированию обучения 4C-ID, исследователь в области обучения и научения, международный эксперт-консультант по современным образовательным технологиям. В рамках V Конференции Российской Ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО) профессор Мериенбур рассказывал про свой опыт разработки и использования симуляций. Я была сильно впечатлена, и при выборе места стажировки практически не сомневалась.

Так я оказалась в маленьком средневековом Маастрихте, в Department of
 Educational Development & Research Университета Маастрихта – одном из лучших в мире мест, где занимаются проектированием образовательных программ. На мой взгляд, у этого успеха есть две причины. Во-первых, они занимаются разработками в области медицинского обучения, а, как известно, именно в медицине и военной отрасли появляются большинство инноваций. А во-вторых, они все делают доказательно и любой случайный в нашем понимании эффект превращают в целую педагогическую технологию. К примеру, когда мы, студенты, готовимся к экзамену по тому или иному предмету, мы ориентируемся на слухи о преподавателе: если мы знаем, что можно почти не готовиться, то скорее всего и не будем сильно стараться. А в Маастрихте на эту тему провели целый эксперимент: одной группе студентов с потока до экзамена показали видео, где бывшие студенты рассказывают о том, что для успешной сдачи нужно только выучить так называемые «протоколы» (инструкцию пошагового действия для врачей); а второй группе показали видео, где сам преподаватель говорит, что знание «протокола» – это само собой разумеющееся, но оценивать он будет критическое мышление, способность студента мыслить в нестандартных ситуациях. Как вы могли догадаться, первая группа получила значительно более низкие результаты на экзамене. Результаты эксперимента были такими впечатляющими, что видео с преподавателями стали неотъемлемой частью обучения.

Таких интересных историй я могу приводить еще очень-очень много, потому как, честно признаться, не ожидала, что моя программа пребывания в Маастрихте будет столь насыщенной. Изначально в составленном для меня профессором Мериенбуром графике значилось 7–8 встреч с ним и его коллегами, часть из которых проходила в других городах. В итоге же этот список расширился почти в два раза: все старались посоветовать еще кого-то из своих знакомых и коллег, кто мог бы быть мне полезен, с кем-то не хватало времени все обсудить за один раз… Итогом моего пребывания в Маастрихте явилось ясное представление о том, что и как нужно делать дальше, как превратить ремесленное умение конструировать игры в научно-обоснованную профессиональную деятельность.

Но возможность «подумать», оторваться от рабочих дел и полностью посвятить свое время диссертации в кругу ведущих экспертов – это не единственное, чем была полезна и интересна эта поездка. Были и путешествие по загадочным каналам Амстердама, и изучение творчества Ван Гога, и "Ночной Дозор" Рембрандта, и кубические дома Роттердама, и старинные замки и подземелья Маастрихта, и современная архитектора во всех ее причудливых проявлениях, и вкуснейшие выпечка и сыр… Глубоко окунуться в жизнь и культуру Голландии позволили два события – во-первых, традиционный карнавал, который проходил в северных провинциях страны и центром которого стал Маастрихт; во-вторых, знакомство с семьей известного голландского дизайнера, у которого, по счастливому стечению обстоятельств, я снимала квартиру на время стажировки.            

Сначала о карнавале. О предстоящем грандиозном событии мне стали наперебой рассказывать в мой первый же день в Университете. Рассказы сопровождались советами заранее запастись едой и обязательно найти подходящий карнавальный костюм, без которого я буду выглядеть просто «голой». Карнавал – это предшествующий Великому посту трехдневный традиционный праздник, когда люди от мала до велика наряжаются и веселятся до упаду. О грандиозности предстоящего события свидетельствовали забитые наглухо деревянными панелями витрины всех магазинов и кафе Маастрихта, а также узенькие улочки, ставшие еще более узкими от воздвигаемых антивандальных барных стоек. Масштабы и феерия праздника меня просто потрясли – это был впечатляющий полет вдохновения, креатива, счастья и безудержного веселья вне всяких рамок и стереотипов. По счастью, один из моих знакомых и коллег из Левена согласился сопровождать меня на карнавале. Долго думать над костюмами не было времени, поэтому накануне мы заглянули в ближайший магазин и обзавелись несколькими аксессуарами, которые в дополнение к прическе и макияжу позволили ощутить себя частью праздника. 

И напоследок немного о моем жилье и прекрасной семье, которая сделала мое пребывание в Маастрихте по-настоящему теплым и домашним. Когда я вошла в квартиру, которая должна была стать для меня домом на ближайший месяц, я подумала, что оказалась в музее современного искусства. Впоследствии оказалось, что это почти правда. Причудливых форм лампы и светильники, один из которых подарил известный итальянский дизайнер Микеле де Лукки – архитектор знаменитого моста Мира в Тбилиси; высоченные потолки  с балками; абстрактные полотна на стенах… Я подумала, что именно с современным искусством у меня и ассоциируется Голландия, а эта квартира – идеальное место для жизни на время моей стажировки. Контраст дизайна квартиры с видом из окна на средневековую Базилику Святого Серватия еще больше интриговал и завораживал. Хозяином квартиры оказался известный в Голландии архитектор Джо Коэнен, построивший популярную у туристов и жителей города Публичную библиотеку в Амстердаме. Хозяин с семьей жили на первом этаже дома, и уже через несколько дней после моего приезда они пригласили меня в гости, где за бокалом вина и вкуснейшими сладостями, которые хозяйка Марлис тщательно отбирала в трех разных кондитерских Масстрихта, мы несколько часов разговаривали о культуре, политике, архитектуре, обсуждали то, как кафе и маленькие частные продуктовые лавочки и кондитерские на первых этажах зданий в городе позволяют людям общаться и не терять связь между собой, что это является прочной базой для развития гражданского общества и просто счастливой жизни, а не «выживания» в условиях полной изоляции в многоэтажных домах и многоуровневых дорожных развязках... Над тем, как осуществить такой проект в Москве, где население сопоставимо с населением всей Голландии, Джо обещал подумать. Как только я заикнулась про то, что хочу посмотреть Амстердам, он по старинке на куске кальки нарисовал мне карту с достопримечательностями, чтобы мне проще было ориентироваться, нашел подходящие по расписанию поезда и даже одолжили мне свою музейную карту. За такими теплыми разговорами мы иногда проводили вечера, что очень помогало чувствовать себя как дома и вдали от него.

На своем опыте я убедилась, что стажировка – это уникальный шанс получить не только запланированные результаты по продвижению в своем научном исследовании, но и новые знания о культуре и жизни других людей, эмоции и вдохновение от встреч, феерических событий и удивительных мест, в которых ты оказался, плутая по улицам прекрасного незнакомого города... "

 


 О визите профессора Мериенбура в Инобр можно прочитать здесь. 

 

Подробнее об аспирантской школе по образованию Института образования ВШЭ тут.
Прием документов – с 1 июня по 9 сентября 2016 г.

***
Очно-заочные магистерские программы Института образования ВШЭ:


- для учителей истории, обществознания, русского языка и литературы:
"Информационные ресурсы исторической науки"
"Политические вызовы современности"
"Филологическая герменевтика школьной словесности"

- для директоров и завучей школ, специалистов органов управления образованием:
"Управление образованием"

- для руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования:
"Управление в высшем образовании"

Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2016 г.
 
(бюджетные места, предоставляется общежитие на время проведения сессий)
Подробности тут.