• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Книга
Letters to a New Minister of Education Kindle Edition

Reimers F. M., Cardenas S., Costin C. et al.

2019.

Статья
The Russian panel study 'Trajectories in Education and Careers'

Malik V.

Longitudinal and Life Course Studies. 2019. Vol. 10. No. 1. P. 125-144.

Глава в книге
Collaborative Learning in Data Science Education: A Data Expedition as a Formative Assessment Tool
В печати

Maksimenkova O. V., Neznanov A., Radchenko I.

In bk.: The Challenges of the Digital Transformation in Education. Switzerland: Springer, 2019. P. 20-32.

Препринт
The effect of phonological ability on math is modulated by socioeconomic status in elementary school

Kuzmina Y., Ivanova A., Kaiky D.

PSYCHOLOGY. WP BRP. Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018

Новый трек в аспирантуре Инобра научит измерять навыки XXI века

В аспирантской школе по образованию открыто новое направление «Измерение и оценивание в образовании». Аналогов нет не только в России, но и в большинстве европейских стран. Программа разработана при поддержке Всемирного банка в рамках проекта READ 2. Заместитель директора аспирантской школы Татьяна Канонир рассказала, зачем нужна психометрика – основа этого курса, что она привнесет в образование и почему тестирование школьников и студентов – это тоже наука.

– Татьяна Николаевна, новая программа будет готовить специалистов, которые как-то по-другому будут подходить к организации тестирований и экзаменов. Но школа или вуз разве не способны оценить уровень знаний своих же воспитанников?

– Одного знания предметной области для разработки корректного задания мало. Возьмём для примера математику. Сложность задания может возрасти из-за объема текста или путаного изложения задачи. В этом случае мы не знаем, что же мы на самом деле измерили, – математические навыки или навыки чтения. Или задание может быть так составлено, что дает преимущества определенной группе и понижает шансы другой. Задача психометрики – гарантировать качество измерительных инструментов, в том числе выявляя проблемы каждого отдельного задания.

– Получается, традиционные формы заданий несправедливы?

– Справедливы, но они не всегда оптимальны в современных условиях. В образовании растет необходимость измерять сложные конструкты, например, навыки XXI века, такие как креативность, коммуникативность. Измерить, казалось бы, неизмеримое нам помогают активно развивающиеся IT-технологии, которые сделали возможным компьютерное адаптивное тестирование, открыли широкие возможности для проектирования заданий в виде игр или сценариев. Разрабатывая такое задание, специалист-психометрик, по сути, становится его режиссёром. Это непростая, но интересная и творческая задача.

– Кому по силам учиться на вашем треке? Вероятно, нужны какие-то специальные знания?

– Мы ждем людей с самым разным опытом и из разных областей – психологии, педагогики, экономики, социологии, статистики и других. Программа построена таким образом, чтобы адаптировать и ввести в профессию каждого нашего аспиранта.

Поскольку наша аспирантская программа ориентирована на международный уровень, нужно хорошее знание английского – это язык мировой науки.

Вступительные испытания проходят в соответствии с критериями аспирантской школы по образованию. Единственное отличие – мы ожидаем, что студенты, которые захотят обучаться на треке по измерениям, напишут мотивационное письмо и отразят мотивацию в описании своего предполагаемого диссертационного исследования (research proposal).

– Насколько востребовано само направление измерений в образовании? Не слишком ли это узкая тема?

– Ежегодно в России разрабатывается множество мониторингов, олимпиад. К тому же Россия участвует во многих сравнительных международных исследованиях PISA, TIMSS, iPIPS. И нужны специалисты, которые умеют разрабатывать хорошие инструменты и научно обосновывать их качество. Понимают контекст образования и могут анализировать данные, полученные в рамках этих исследований. Знания и навыки, которые можно получить у нас, применимы не только в образовании, но и в других сферах, например, HR, психологии.

– В чем заключалась роль Бостонского колледжа – партнера вашей программы?

– Мы благодарны Ларри Ладлоу, Майклу Расселлу, Лоре О'Двайэр, которые помогли нам создать программу с «изюминкой». По совету коллег мы отказались от привычного формата курсов, и весь учебный материал организовали в четырёх тематических блоках: «Методология исследования и базовая статистика», «Углубленная статистика», «Разработка инструментов» и «Углубленная психометрика». Это помогает увидеть полную картину разработки инструмента. Наши аспиранты смогут пообщаться с нашими коллегами, а также с другими признанными в мире исследователями-психометриками во время их визитов к нам на программу.

– Вышка перешла на новую систему присуждения ученых степеней – это касается ваших выпускников?

– Безусловно. Они смогут выбрать свой путь защиты диссертации – традиционным способом через ВАК или в диссертационном совете ВШЭ. Никаких ограничений здесь не существует, но второй путь объективно лучше. В этом случае диссертацию рассматривает специально созданный комитет, состоящий из экспертов именно по теме работы. Другой важный плюс – возможность защиты по совокупности статей вместо подготовки диссертации. В случае защиты в нашем диссертационном совете соискателю присуждается степень кандидата наук НИУ ВШЭ в области образования – Philosophy doctor HSE, PhD HSE, что повышает его авторитет в профессиональном сообществе.