Новый трек в аспирантуре Инобра научит измерять навыки XXI века
В аспирантской школе по образованию открыто новое направление «Измерение и оценивание в образовании». Аналогов нет не только в России, но и в большинстве европейских стран. Программа разработана при поддержке Всемирного банка в рамках проекта READ 2. Заместитель директора аспирантской школы Татьяна Канонир рассказала, зачем нужна психометрика – основа этого курса, что она привнесет в образование и почему тестирование школьников и студентов – это тоже наука.
– Татьяна Николаевна, новая программа будет готовить специалистов, которые как-то по-другому будут подходить к организации тестирований и экзаменов. Но школа или вуз разве не способны оценить уровень знаний своих же воспитанников?
– Одного знания предметной области для разработки корректного задания мало. Возьмём для примера математику. Сложность задания может возрасти из-за объема текста или путаного изложения задачи. В этом случае мы не знаем, что же мы на самом деле измерили, – математические навыки или навыки чтения. Или задание может быть так составлено, что дает преимущества определенной группе и понижает шансы другой. Задача психометрики – гарантировать качество измерительных инструментов, в том числе выявляя проблемы каждого отдельного задания.
– Получается, традиционные формы заданий несправедливы?
– Справедливы, но они не всегда оптимальны в современных условиях. В образовании растет необходимость измерять сложные конструкты, например, навыки XXI века, такие как креативность, коммуникативность. Измерить, казалось бы, неизмеримое нам помогают активно развивающиеся IT-технологии, которые сделали возможным компьютерное адаптивное тестирование, открыли широкие возможности для проектирования заданий в виде игр или сценариев. Разрабатывая такое задание, специалист-психометрик, по сути, становится его режиссёром. Это непростая, но интересная и творческая задача.
– Кому по силам учиться на вашем треке? Вероятно, нужны какие-то специальные знания?
– Мы ждем людей с самым разным опытом и из разных областей – психологии, педагогики, экономики, социологии, статистики и других. Программа построена таким образом, чтобы адаптировать и ввести в профессию каждого нашего аспиранта.
Поскольку наша аспирантская программа ориентирована на международный уровень, нужно хорошее знание английского – это язык мировой науки.
Вступительные испытания проходят в соответствии с критериями аспирантской школы по образованию. Единственное отличие – мы ожидаем, что студенты, которые захотят обучаться на треке по измерениям, напишут мотивационное письмо и отразят мотивацию в описании своего предполагаемого диссертационного исследования (research proposal).
– Насколько востребовано само направление измерений в образовании? Не слишком ли это узкая тема?
– Ежегодно в России разрабатывается множество мониторингов, олимпиад. К тому же Россия участвует во многих сравнительных международных исследованиях PISA, TIMSS, iPIPS. И нужны специалисты, которые умеют разрабатывать хорошие инструменты и научно обосновывать их качество. Понимают контекст образования и могут анализировать данные, полученные в рамках этих исследований. Знания и навыки, которые можно получить у нас, применимы не только в образовании, но и в других сферах, например, HR, психологии.
– В чем заключалась роль Бостонского колледжа – партнера вашей программы?
– Мы благодарны Ларри Ладлоу, Майклу Расселлу, Лоре О'Двайэр, которые помогли нам создать программу с «изюминкой». По совету коллег мы отказались от привычного формата курсов, и весь учебный материал организовали в четырёх тематических блоках: «Методология исследования и базовая статистика», «Углубленная статистика», «Разработка инструментов» и «Углубленная психометрика». Это помогает увидеть полную картину разработки инструмента. Наши аспиранты смогут пообщаться с нашими коллегами, а также с другими признанными в мире исследователями-психометриками во время их визитов к нам на программу.
– Вышка перешла на новую систему присуждения ученых степеней – это касается ваших выпускников?
– Безусловно. Они смогут выбрать свой путь защиты диссертации – традиционным способом через ВАК или в диссертационном совете ВШЭ. Никаких ограничений здесь не существует, но второй путь объективно лучше. В этом случае диссертацию рассматривает специально созданный комитет, состоящий из экспертов именно по теме работы. Другой важный плюс – возможность защиты по совокупности статей вместо подготовки диссертации. В случае защиты в нашем диссертационном совете соискателю присуждается степень кандидата наук НИУ ВШЭ в области образования – Philosophy doctor HSE, PhD HSE, что повышает его авторитет в профессиональном сообществе.