Выпускники аспирантуры НИУ ВШЭ получили дипломы об окончании аспирантуры
В этом году аспирантуру в московском кампусе НИУ ВШЭ окончили 117 человек. 1 ноября они получили дипломы об окончании обучения. Часть из них уже защитила диссертацию по новой процедуре, введенной в Вышке в этом году, остальным предстоит сделать это в течение года.
Это второй выпуск аспирантов Вышки, для которых учеба в аспирантуре стала не просто подготовкой диссертации, но и третьей ступенью высшего образования. У многих выпускников диссертации готовы или почти готовы, их предстоит защитить в течение года. Защита диссертаций в университете теперь проходит по новой процедуре, и соискатели получают степень кандидата наук Высшей школы экономики.
Удивительный институт
«Аспирантура — удивительный институт, формирующийся благодаря вашему желанию и стремлению, — обратился к выпускникам проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. — «Аспирант» в переводе с латыни означает «стремящийся». В современном мире, где существует много чрезвычайно увлекательных альтернатив, выбор в пользу исследований, аналитики и академической карьеры является непростым и весьма мужественным. Вы не только сделали этот выбор, но и достигли определенного результата — получили диплом об аспирантском образовании».
Сергей Рощин напомнил, что в этом году Высшая школа экономики получила право присуждать ученые степени, исходя из собственных стандартов, которые несколько отличаются от общепринятой в России практики и в гораздо большей степени соответствуют стандартам академической инициации, принятым в глобальном мире. В ближайшем будущем, получив ученую степень, выпускникам аспирантуры предстоит «вступить в академическую жизнь».
«Эта жизнь устроена так, что в ней всегда нужно добиваться результата и предъявлять этот результат другим, делясь с ними и одновременно проверяя себя, — считает Сергей Рощин. — Так развивается академическое сообщество — в диалоге, дискуссии, критике, признании друг друга».
«Окончив аспирантуру, вы расширили платформу возможных альтернатив для своего развития в будущем, — сказала руководитель аспирантской школы по менеджменту Ольга Третьяк. — А наша задача как преподавателей состояла в том, чтобы обеспечить вам более широкие возможности и ориентиры, чем были у нас, в обучении, в познании, в дальнейшей академической карьере».
«Вы использовали все возможности, которые дает система высшего образования, прошли все ее ступени до самого конца, — отметил руководитель аспирантской школы по праву Родион Белькович. — Не останавливайтесь на достигнутом, мы будем рады видеть вас в числе наших коллег, тем более что многие выпускники аспирантуры уже преподают в Вышке».
«Без отрыва от производства»
Никита Савин, старший преподаватель Департамента интегрированных коммуникаций, окончил аспирантскую школу по политическим наукам, и текст диссертации у него почти готов. Тему — «Понятие политического в делиберативной демократической теории» — придумал еще когда учился в бакалавриате. Писать диссертацию хотел у профессора Йельского университета Бориса Капустина — обратился к нему с предложением стать научным руководителем, случайно встретив его в коридоре Вышки, и он согласился. Введение новой процедуры защиты, когда диссертацию рассматривает не «большой» ученый совет, а специально подобранные специалисты по выбранной теме, Никита считает «в высшей степени разумным ходом»: «Это не только упрощает защиту, но и создает возможность для содержательной дискуссии».
Михаил Походай, выпускник аспирантской школы по психологии, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, бакалавриат и магистратуру окончил в Великобритании — в Университете Нортумбрии. У него была возможность учиться в аспирантуре в Европе, но он предпочел Вышку. Причина не только в желании вернуться в Россию, но и в том, что его научный руководитель Андрей Мячиков, с которым он познакомился во время учебы в бакалавриате, является приглашенным профессором ВШЭ.
Организация учебы в аспирантуре ВШЭ, считает Михаил, во многом похожа на британскую университетскую систему: у студента много свобод, но раз в полгода нужно отчитываться о результатах своей работы. Михаил хотел бы защитить диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований (такая практика уже существует в Вышке), хотя общепринятый «кирпич» он уже написал.
«Аспирантура Вышки требовательна. Приходилось много учиться, но мне это нравилось, — рассказывает Алина Иванова, выпускница аспирантской школы по образованию, младший научный сотрудник и преподаватель Института образования ВШЭ. — Часть курсов я взяла на Coursera, то есть смогла добрать все, что нужно для диссертации, и даже больше. Училась в академической аспирантуре — могла заниматься любимым делом «без отрыва от производства», не думая о заработке на стороне. Участвуя в конференциях, выполняя проекты, съездив на стажировку в Бостон, я познакомилась с интересными людьми, на идеи которых могу опираться, — ведь аспирантура создает «сеть рукопожатий».
Диссертация Алины, посвященная методологии международного сравнительного исследования учеников начальной школы, стала логическим продолжением ее учебы в магистратуре: «Я окончила магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании» Вышки, вынесла оттуда нежную любовь к психометрике и осознанное желание заниматься исследованиями в социальных науках вообще и в образовании в частности».
Юлия Бадрызлова, выпускница аспирантской школы по филологическим наукам, также пришла в аспирантуру после магистратуры — окончила магистерскую программу «Компьютерная лингвистика».
«Школа лингвистики обладает уникальной аурой, атмосферой научного творчества и свободы, помноженной на потрясающе теплые человеческие отношения, — рассказывает она. — Учеба в аспирантуре — это по большей части индивидуальная работа, консультации с научным руководителем, посещение семинаров. Очных занятий не так уж много, поэтому я совмещала учебу с преподаванием в Школе лингвистики, а также в качестве ассистента профессора Миры Борисовны Бергельсон участвовала в разработке онлайн курса по межкультурным коммуникациям на Coursera. В финансовом плане очень помогла стипендия академического аспиранта, а для работы над диссертацией — стажировка в Дублине, обязательная часть программы академической аспирантуры».
Анна Кожина, выпускница аспирантской школы по математике, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений, защитила диссертацию незадолго до окончания аспирантуры. А чуть раньше она получила степень PhD в Германии, в Университете Гейдельберга. «Я защищала одну и ту же работу, — рассказывает она, — под требования Вышки ее практически не пришлось переделывать, доработки касались исключительно оформления. Процедура защиты в Москве была очень похожей на процедуру в Гейдельберге. Так что благодаря реформе нашей аспирантуры требования к диссертациям в Вышке сейчас в основном совпадают с мировыми требованиями».
Белькович Родион Юрьевич
Доцент департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин
Бергельсон Мира Борисовна
Профессор факультета филологии
Иванова Алина Евгеньевна
Младший научный сотрудник Института образования
Капустин Борис Гурьевич
Профессор департамента политической науки
Кожина Анна Александровна
Стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений
Мячиков Андрей Викторович
Ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований
Походай Михаил Юрьевич
Стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Савин Никита Юрьевич
Старший преподаватель департамента интегрированных коммуникаций
Третьяк Ольга Анатольевна
Академический директор аспирантской школы по менеджменту