• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний

Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., Гоголева А. С. и др.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2019. Т. 12. № 3. С. 215-233.

Глава в книге
Структура успеваемости российских школьников и группы школьников с высокой успеваемостью

Богданов М. Б., Лебедев Д. В.

В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE). Вып. 9. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 157-174.

Препринт
A Comparison of the Missing-Indicator Method and Complete Case Analysis in Case of Categorical Data

Zhuchkova S., Rotmistrov A.

Sociology. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019

Выпускники аспирантуры НИУ ВШЭ получили дипломы об окончании аспирантуры

В этом году аспирантуру в московском кампусе НИУ ВШЭ окончили 117 человек. 1 ноября они получили дипломы об окончании обучения. Часть из них уже защитила диссертацию по новой процедуре, введенной в Вышке в этом году, остальным предстоит сделать это в течение года.

Это второй выпуск аспирантов Вышки, для которых учеба в аспирантуре стала не просто подготовкой диссертации, но и третьей ступенью высшего образования. У многих выпускников диссертации готовы или почти готовы, их предстоит защитить в течение года. Защита диссертаций в университете теперь проходит по новой процедуре, и соискатели получают степень кандидата наук Высшей школы экономики.

Удивительный институт

«Аспирантура — удивительный институт, формирующийся благодаря вашему желанию и стремлению, — обратился к выпускникам проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. — «Аспирант» в переводе с латыни означает «стремящийся». В современном мире, где существует много чрезвычайно увлекательных альтернатив, выбор в пользу исследований, аналитики и академической карьеры является непростым и весьма мужественным. Вы не только сделали этот выбор, но и достигли определенного результата — получили диплом об аспирантском образовании».

Сергей Рощин напомнил, что в этом году Высшая школа экономики получила право присуждать ученые степени, исходя из собственных стандартов, которые несколько отличаются от общепринятой в России практики и в гораздо большей степени соответствуют стандартам академической инициации, принятым в глобальном мире. В ближайшем будущем, получив ученую степень, выпускникам аспирантуры предстоит «вступить в академическую жизнь».

«Эта жизнь устроена так, что в ней всегда нужно добиваться результата и предъявлять этот результат другим, делясь с ними и одновременно проверяя себя, — считает Сергей Рощин. — Так развивается академическое сообщество — в диалоге, дискуссии, критике, признании друг друга».

«Окончив аспирантуру, вы расширили платформу возможных альтернатив для своего развития в будущем, — сказала руководитель аспирантской школы по менеджменту Ольга Третьяк. — А наша задача как преподавателей состояла в том, чтобы обеспечить вам более широкие возможности и ориентиры, чем были у нас, в обучении, в познании, в дальнейшей академической карьере».

«Вы использовали все возможности, которые дает система высшего образования, прошли все ее ступени до самого конца, — отметил руководитель аспирантской школы по праву Родион Белькович. — Не останавливайтесь на достигнутом, мы будем рады видеть вас в числе наших коллег, тем более что многие выпускники аспирантуры уже преподают в Вышке».

«Без отрыва от производства»

Никита Савин, старший преподаватель Департамента интегрированных коммуникаций, окончил аспирантскую школу по политическим наукам, и текст диссертации у него почти готов. Тему — «Понятие политического в делиберативной демократической теории» — придумал еще когда учился в бакалавриате. Писать диссертацию хотел у профессора Йельского университета Бориса Капустина — обратился к нему с предложением стать научным руководителем, случайно встретив его в коридоре Вышки, и он согласился. Введение новой процедуры защиты, когда диссертацию рассматривает не «большой» ученый совет, а специально подобранные специалисты по выбранной теме, Никита считает «в высшей степени разумным ходом»: «Это не только упрощает защиту, но и создает возможность для содержательной дискуссии».

Михаил Походай, выпускник аспирантской школы по психологии, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований, бакалавриат и магистратуру окончил в Великобритании — в Университете Нортумбрии. У него была возможность учиться в аспирантуре в Европе, но он предпочел Вышку. Причина не только в желании вернуться в Россию, но и в том, что его научный руководитель Андрей Мячиков, с которым он познакомился во время учебы в бакалавриате, является приглашенным профессором ВШЭ.

Организация учебы в аспирантуре ВШЭ, считает Михаил, во многом похожа на британскую университетскую систему: у студента много свобод, но раз в полгода нужно отчитываться о результатах своей работы. Михаил хотел бы защитить диссертацию, представленную в виде статей по одной теме исследований (такая практика уже существует в Вышке), хотя общепринятый «кирпич» он уже написал.

«Аспирантура Вышки требовательна. Приходилось много учиться, но мне это нравилось, — рассказывает Алина Иванова, выпускница аспирантской школы по образованию, младший научный сотрудник и преподаватель Института образования ВШЭ. — Часть курсов я взяла на Coursera, то есть смогла добрать все, что нужно для диссертации, и даже больше. Училась в академической аспирантуре — могла заниматься любимым делом «без отрыва от производства», не думая о заработке на стороне. Участвуя в конференциях, выполняя проекты, съездив на стажировку в Бостон, я познакомилась с интересными людьми, на идеи которых могу опираться, — ведь аспирантура создает «сеть рукопожатий».

Диссертация Алины, посвященная методологии международного сравнительного исследования учеников начальной школы, стала логическим продолжением ее учебы в магистратуре: «Я окончила магистерскую программу «Измерения в психологии и образовании» Вышки, вынесла оттуда нежную любовь к психометрике и осознанное желание заниматься исследованиями в социальных науках вообще и в образовании в частности».

Юлия Бадрызлова, выпускница аспирантской школы по филологическим наукам, также пришла в аспирантуру после магистратуры — окончила магистерскую программу «Компьютерная лингвистика».

«Школа лингвистики обладает уникальной аурой, атмосферой научного творчества и свободы, помноженной на потрясающе теплые человеческие отношения, — рассказывает она. — Учеба в аспирантуре — это по большей части индивидуальная работа, консультации с научным руководителем, посещение семинаров. Очных занятий не так уж много, поэтому я совмещала учебу с преподаванием в Школе лингвистики, а также в качестве ассистента профессора Миры Борисовны Бергельсон участвовала в разработке онлайн курса по межкультурным коммуникациям на Coursera. В финансовом плане очень помогла стипендия академического аспиранта, а для работы над диссертацией — стажировка в Дублине, обязательная часть программы академической аспирантуры».

Анна Кожина, выпускница аспирантской школы по математике, стажер-исследователь Международной лаборатории стохастического анализа и его приложений, защитила диссертацию незадолго до окончания аспирантуры. А чуть раньше она получила степень PhD в Германии, в Университете Гейдельберга. «Я защищала одну и ту же работу, — рассказывает она, — под требования Вышки ее практически не пришлось переделывать, доработки касались исключительно оформления. Процедура защиты в Москве была очень похожей на процедуру в Гейдельберге. Так что благодаря реформе нашей аспирантуры требования к диссертациям в Вышке сейчас в основном совпадают с мировыми требованиями».