• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Инновационное поведение сотрудников российских и иностранных компаний

Балабанова Е. С., Эфендиев А. Г., Гоголева А. С. и др.

Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Социология. 2019. Т. 12. № 3. С. 215-233.

Глава в книге
Структура успеваемости российских школьников и группы школьников с высокой успеваемостью

Богданов М. Б., Лебедев Д. В.

В кн.: Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS‑HSE). Вып. 9. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. С. 157-174.

Препринт
A Comparison of the Missing-Indicator Method and Complete Case Analysis in Case of Categorical Data

Zhuchkova S., Rotmistrov A.

Sociology. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2019

Приручить «кельтского тигра»

Аспирантка Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая занимается изучением цифровой трансформации школ. Во время стажировки в Центре изучения информационных технологий в образовании в Дублине ей удалось увидеть школы, которые находятся в разных экономических условиях, но давно привыкли использовать информационные технологии в каждодневной работе.

– Когда настало время выбора места для стажировки, мой научный руководитель Александр Юрьевич Уваров и академик Алексей Львович Семенов рекомендовали обратить внимание на англоязычные страны, на те центры, где ведется не только исследовательская работа, но и практическая, и стараться обязательно попасть в школы. Нам удалось согласовать цели и даты стажировки с профессором Бренданом Тэнгни из Тринити Колледжа  в Дублине, и я начала более детально готовиться к поездке. Профессор Тэнгни – блестящий исследователь, организатор науки и педагог, общение с ним и наблюдение за его работой само по себе явилось ценным опытом.

«Кельтский тигр»

Деятельность CRITE (The Centre for Research in IT in Education), центра, в котором я стажировалась, сосредоточена вокруг трех основных направлений. Во-первых, это Bridge21, новая модель обучения, разработанная на основе проектного, междисциплинарного подхода, реализуемая в малых группах.  Во-вторых, это программа Trinity Access 21, направленная на то, чтобы дублинские подростки из семей с низким социально-экономическим статусом смогли получить высшее образование. В-третьих, это проекты по обучению детей программированию, по которым также ведутся исследования эффектов в сотрудничестве с IT-гигантами Ирландии.

Компьютерные гиганты начали размещать свои производства в Ирландии с конца 70-х, и к этому же времени относятся первые инициативы информатизации образования Ирландии. Экономический рост, который происходил в три этапа в Ирландии девяностых и двухтысячных («кельтский тигр»), многие экономисты связывают в том числе с инвестициями в масштабную программу информатизации образования, начавшуюся в 90-е. Сегодня сложно представить себе Дублин без Google, IBM, Salesforce, Microsoft, LinkedIn, Zendesk и других компаний, чьими продуктами мы пользуемся каждый день. Из-за этого Дублин – не только центр притяжения для многих IT-специалистов и лидер Еврозоны по зарплатам, но и невероятно дорогой город. В то же время в памяти многих ирландцев старшего поколения еще живы воспоминания о sunday roast – воскресном жарком, которое было чуть ли не единственным мясным блюдом за всю неделю.

Уникальный опыт в сжатые сроки

Благодаря тщательной подготовке к стажировке я смогла за два месяца получить максимум полезного.

  • Познакомилась с моделью Bridge21 «в боевых условиях». Несколько дней я смогла провести на занятиях, где знакомилась с методикой организации образовательного процесса, интервьюировала детей, волонтеров и ассистентов.
  • Узнала об ирландском опыте дополнительного образования школьников в области программирования и цифровых технологий. Например, очень интересным оказался проект Codegirl – программирование для школьниц. Ассистировала на занятиях для детей по программированию и один день на мероприятии для школьниц в компании Salesforce – это один из крупнейших разработчиков софта в мире.
  • Пообщалась с командой проекта TAP21 по привлечению абитуриентов из семей с низким социально-экономическим статусом в университеты, узнала об их опыте менторства.
  • Прошла обучение по модулям Digital Media Literacy и Problem-solving. Посещала занятия по инжинирингу знаний, анализу данных на Python, методам исследования, академическому письму.
  • Представила свое диссертационное исследование, посвященное изучению параметров цифровой трансформации школ, на внутреннем семинаре CRITE.
  • Организовала ридинг-группу на тему LMS внутри центра и провела ее вместе с коллегами.
  • Посетила 5 ирландских школ, познакомилась с их опытом цифровизации и использования цифровых технологий.         

Человек важнее технологий

Меня особенно поразили две школы: дублинская Stepaside Secondary School, полностью работающая по модели Bridge21, и маленькая начальная школа в деревне Аттимас, графство Мейо, которую возглавляет мой коллега по проекту SELFIE Шон Галлахер. Несмотря на сильно различающийся контекст (попасть в первую школу – мечта детей и родителей, а вторая находится в ирландской глубинке, и ее скорее можно отнести к резильентным), в обеих школах реализуется  личностно-ориентированный подход, а в учебной работе широко используются информационно-коммуникационные технологии.

Стажировка дала мне гораздо более ясное понимание направления развития своего исследования и его практического применения. Мне удалось пообщаться с непосредственными участниками и наблюдателями процессов цифровой трансформации образования, разработчиками, учителями, сотрудниками IT-компаний. Я не могу не сформулировать кредо исследований цифровой трансформации: человек важнее технологий.