• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Radiotechnical and TV Systems and Devices

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
2 year, 1 semester

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Радиотехнические и телевизионные системы и устройства» служит для формирования устойчивых знаний, умений и владений в области теории и основных принципов действия, методов и способов получения, преобразования, хранения, передачи и приёма аудиовизуальной информации в телевизионных системах. В результате освоения дисциплины аспирант способен проводить расчеты технических характеристик систем телевидения с использованием стандартных методов и методик, контролировать соответствие разрабатываемых схем и технической документации стандартам и другим нормативным документам в области радиосвязи. Текущий контроль знаний осуществляется на основе оперативного контроля освоения лекционного материала путем письменного опроса после каждой лекции, оценки освоения материалов семинаров, оценки отчетов о выполнении домашних заданий. Текущий контроль предусматривает письменное домашнее задание. Домашние задания предназначены для углубленного изучения принципов работы радиотехнических и телевизионных систем. Отчет о выполнении домашнего задания представляется в электронном виде в форме отчета объемом от 6 до 12 страниц или в виде презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Радиотехнические и телевизионные системы и устройства» являются формирование устойчивых знаний, умений и владений в области теории и основных принципов проектирования и создания, методов и способов получения, преобразования, хранения, передачи и приёма различного вида информации в телевизионных и радиотехнических системах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет знаниями в области жизненного цикл РТС, классифицирует РТС по назначению, имеет представление о структурных и функциональных схемах РТС.
  • Классифицирует РТС: по характеру сообщений, циркулирующих в системе; по используемым частотам; по модулируемому параметру. Представляет и описывает параметры, характеристики и показатели качества РТС.
  • Дает определение и описывает процесс функционирования многоканальных системы передачи информации. Знает историю создания систем телевидения и описывает основные принципы работы. Приводит характеристики и дает описание многоканальных РТС ПИ на ИСЗ. Описывает состав, принцип действия и структуру сотовой телефонной радиосвязи.
  • Объясняет физические основы и принципы работы РЛС по определению характеристик и параметров объекта. Знает классификация РЛС. Оценивает и сравнивает технические и тактические характеристики РЛС.
  • Объясняет назначение и структуру радионавигационных системы (РНС). Объясняет принципы функционирования радионавигационных подсистем. Объясняет принцип действия Радионавигационных системы на основе ИСЗ.
  • Описывает и объясняет принципы обработка цифровых сигналов изображения. Дает характеристики и проводит анализ стандартов цифрового сжатия MPEG-1 и MPEG-2. Излагает общие сведения о формировании цифровых потоков видео и аудиоданных., уровни и профили.
  • Владеет знаниями об основных параметрах и характеристиках спутникового телевизионного вещания. Проводит аргументированное сравнение разновидностей телевизионного вещания. Описывает и излагает технологии построения систем и сетей телевещания стандарта DVB-T2
  • Владеет понятиями опорная сети IP. Формулирует и излагает принципы и методы передачи трафика в IP-сети. Отображает и объясняет принципы мониторинга IPTV сети передачи данных.
  • Объясняет принципы организации радиосвязи. Проводит анализ и формулирует принципы организации структурных схемы организации радиосвязи. Проводит анализ регламентов радиосвязи. Знает и излагает основы классификации систем радиопередачи и радиоприема.
  • Проводит сравнительный анализ функционирования систем связи, которые можно разделить на: радиорелейные, тропосферные, спутниковые, волоконно-оптические. Знает и излагает принципы организации сотовой связи в Российской Федерации. Владеет знаниями, излагает основные принципы работы Bluetooth. WI-FI - технологии передачи данных по радиоканалу.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие сведения о радиотехнических системах
    Основные определения радиотехники и физические основы использования радиоволн. Системные методы и радиотехнические системы. Жизненный цикл РТС. Классификация РТС по назначению. Структурные и функциональные схемы РТС.
  • Тема 2. Количество и характер используемой информации
    Количественная оценка информации. Вероятностное описание процесса (сообщения). Описание цифровых сообщений. Классификация РТС по характеру сообщений, циркулирующих в системе. Классификация РТС по используемым частотам. Классификация РТС по модулируемому параметру. Параметры, характеристики и показатели качества РТС.
  • Тема 3. Радиотехнические системы передачи информации
    Назначение и особенности систем передачи информации. Модуляция и демодуляция радиосигнала. Многоканальные системы передачи информации. Временное уплотнение при импульсной модуляции. Системы телевидения. Многоканальные РТС ПИ на ИСЗ. Сотовая телефонная радиосвязь
  • Тема 4. Радиолокационные системы
    Принципы работы РЛС и определения параметров объектов. Классификация РЛС. Тактические характеристики РЛС. Сигналы и цели в РЛС. Общая характеристика зондирующих сигналов. Последовательности (пачки) импульсов. Отражение радиоволн.
  • Тема 5. Радионавигационные системы и системы радиоуправления
    Радионавигационные системы (РНС). Подсистемы радионавигационных систем. Угломерные (амплитудные) РНС. Радионавигационные системы на основе ИСЗ. Системы радиоуправления.
  • Тема 6. Цифровые системы телевидения
    Преобразование сигналов изображения в цифровую форму. Обработка цифровых сигналов изображения. Стандарты цифрового сжатия MPEG-1 и MPEG-2: общие сведения, алгоритм обработки данных, формирование цифровых потоков видео и аудиоданных, уровни и профили. Модуляция в системах цифрового телевидения. Стандарт цифровой компрессии MPEG-4: описание сцены, доставка потоков данных, кодирование визуальных объектов, профили и уровни. Стандарт компрессии H.264 / AVC / MPEG-4 Part 10: профили, уровни, масштабируемое и многоракурсное видеокодирование. Стандарты описания мультимедийного контента MPEG-7 и MPEG-21: общие сведения, части, главные функции и области применения.
  • Тема 7. Передача цифрового телевизионного сигнала по каналам связи
    Спутниковое телевизионное вещание. Цифровое телевидение в кабельной сети. Эфирное телевизионное вещание. Технологии построения систем и сетей телевещания стандарта DVB-T2 и DVB-S2. Спецификация режимов стандартов DVB.
  • Тема 8. Мультисервисные сети передачи данных.
    Структура сети IPTV. Опорная сеть IP. Порядок обслуживания. Методы передачи трафика в IP-сети. Мониторинг IPTV сети передачи данных. Автоматическая адаптация мультимедийных ресурсов.
  • Тема 9. Общие принципы радиосвязи
    Классификация радиосистем передачи информации. Понятие линии передачи радиосигналов. Принципы организации радиосвязи. Структурные схемы организации радиосвязи. Регламенты радиосвязи. Классификации систем радиопередачи и радиоприема.
  • Тема 10. Системы радиосвязи.
    Изучение функционирования систем связи, которые можно разделить на: радиорелейные, тропосферные, спутниковые, волоконно-оптические. Изучение истории возникновения, сфер применения систем связи. Спутниковые ретрансляторы, магистральная спутниковая связь. Спутниковые информационные технологии в системах CNS/ATM. Спутниковые радионавигационные системы. Координаты, время, движение навигационных спутников. Формирование информационного сигнала в GPS. Сотовая связь в Российской Федерации. Bluetooth. WI-FI - технология передачи данных по радиоканалу.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
    Преподаватель оценивает работу аспирантов на семинарских занятиях: оценивается активность аспирантов на семинарских занятиях, например, активность аспирантов в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре и т.д.
  • неблокирующий контрольная работа
    Письменный опрос представляет собой ответ на один вопрос по материалам прослушанной лекции
  • неблокирующий домашнее задание
    Текущий контроль предусматривает письменное домашнее задание. Домашние задания предназначены для углубленного изучения принципов работы радиотехнических и телевизионных систем. Отчет о выполнении домашнего задания представляется в электронном виде в форме отчета объемом от 6 до 12 страниц или в виде презентации.
  • неблокирующий самостоятельная работа
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу аспирантов: полнота освещения темы, которую аспирант готовит для выступления с докладом на занятии- дискуссии.
  • неблокирующий экзамен
    В ходе освоения дисциплины формируются следующие компетенции: <b>ОПК-8, ОПК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6</b>
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.05 * аудиторная работа + 0.1 * домашнее задание + 0.2 * контрольная работа + 0.05 * самостоятельная работа + 0.6 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы радиосвязи и телевидения : учеб. пособие для вузов, Мамчев, Г. В., 2007
  • Основы схемотехники устройств радиосвязи, радиовещания и телевидения : учеб. пособие для вузов, Травин, Г. А., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы : справочник, Пескин, А. Е., 2004