Совместное редактирование текстов через онлайн-сервисы заметно улучшает научный стиль студентов. В своей диссертации Хань Чжан показала, что такая практика помогает не только повысить качество отдельных работ, но и развивает навыки письма на будущее.
Наука
Самостоятельность школьника в России часто сводится к умению делать уроки без помощи взрослых, а развитие инициативы и способности принимать решения остается без внимания учителей. Об этом пишет Полина Гавриленко в своей диссертационной работе.
Гладко было на бумаге, да овраги никуда не делись. Диссертационное исследование Олега Баженова показало значительный разрыв между образовательными стандартами и школьной реальностью. Учителя вынуждены балансировать между требованиями государства, учебным планом и ожиданиями родителей, что приводит к существенным отличиям содержания школьных занятий от требований официальных документов.
Как понять, действительно ли студенты разобрались в новой теме или только запомнили набор умных слов? Анастасия Капуза решила найти ответ на этот вопрос в своем диссертационном исследовании. Она предложила новый подход к оценке знаний студентов, основанный на использовании концептуальных карт — схем, которые студенты составляют, чтобы показать связи между ключевыми идеями изучаемой темы. Этот метод позволяет более точно отслеживать, как развивается понимание студентами новых концепций в процессе обучения.
Когда педагог ждет от школьника многого и дает ему шанс проявить себя, у такого ученика больше шансов добиться хороших результатов. Об этом диссертация Элен Юсуповой, которую она защитила в НИУ ВШЭ. «Если педагог верит, что ребенок способен на многое, то, скорее всего, так и будет. И наоборот — низкие ожидания учителя могут затормозить развитие ученика, даже если у него хороший потенциал», — заявляет исследователь.
Нас всю жизнь учат следовать правилам: под это заточена и школа, и вся система образования в целом. Однако в новом мире более востребованными могут стать другие качества — не исполнительность, а умение самому принимать неочевидные решения, менять правила, искать, рисковать. То, что современная наука определяет зонтичным термином «агентность» или проактивность, и то, что стало предметом исследований в стратегическом проекте Вышки «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Но как конкретно учить этому детей и подростков, понимания пока нет. Первый шаг в этом направлении делают в Институте образования. Исследователям Михаилу Гошину, Павлу Сорокину и Сергею Косарецкому удалось выделить закономерности развития проактивности школьников во время пандемии.
С 10 марта по 20 мая 2021 года в НИУ ВШЭ проходил второй открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории НИУ ВШЭ». Всего были поданы 32 заявки от 28 научных структурных подразделений Вышки совместно с 25 российскими университетами и научными центрами. Победителями стали 11 проектов.
«Вопросы образования» — академический журнал, основанный в 2004 году Высшей школой экономики, стал первым из российских журналов, попавших в первый квартиль в разделе «Образование». В основе успеха — требовательность и тщательный подбор публикаций, когда редакционная коллегия старается отдавать предпочтение не просто добросовестным работам, а интересным исследованиям.
Британская ассоциация исследователей образования (BERA) вручила премию Early Career Researchers Award. Ее учредили в этом году для поощрения исследователей, карьера которых только началась. Первых лауреатов два – Сауле Бекова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования Инобра НИУ ВШЭ, и Бинвэй Лу из Даремского университета. В заявлении оргкомитет назвал их «выдающимися специалистами» и особо отметил потенциальную значимость исследований для сферы образования.