Новости
Высшее образование на перепутье – университеты больше не монопольные «храмы знаний» и не то единственное место, куда приходят все, кто хочет добиться успеха в жизни. Студенты могут получить нужное образование и вне стен конкретного вуза. EdTech поджимает – он может дать многие предметные знания. Абитуриенты спрашивают – зачем тратить четыре года (или шесть лет) на учебу, если есть более короткие альтернативы?. Дискуссии, в какой роли теперь выступать университету, идут во всем мире и в России. Поиск этой новой роли – одна из «больших тем», которой займутся аспиранты Инобра нового набора. На это выделены гранты, которые помогут вести исследования, не отвлекаясь на подработки на стороне. Прием документов в аспирантскую школу по образованию заканчивается совсем скоро – 15 сентября. Чем предстоит заниматься, рассказывает руководитель лаборатории «Развитие университетов» Олег Лешуков.
В лучшие университеты России трудно попасть, а вот выпасть из них, судя по всему, довольно просто – отсев достигает 25 – 30%. Это не очень объяснимо, учитывая, что поступают туда самые «сливки», интеллектуальная элита, те, для кого учиться – не сложно. Тем более, государство вкладывает в топовые вузы большие ресурсы именно для того, чтобы создать лучшие возможности для учебы. Значит, есть причины, из-за которых этими возможностями не пользуются, и, может быть, университет не вполне «угадывает» – что от него нужно студенту. Это одна из проблем, ставших вызовом для нового масштабного исследовательского проекта Инобра.
Кроме бытовых разговоров, как хорошо учили в СССР, о социалистической модели образования известно немного. Вернее, кто помнит отдельные случаи из своей жизни или жизни папы и бабушки – тот и так помнит, а предметом серьезного научного анализа образовательные модели прошлого не были. Тем более, они всё-таки разные – если мы что-то знаем про советскую школу и вуз, то вряд ли хорошо представляем вьетнамские или, уж тем более, систему образования какой-нибудь Югославии. Лавка древностей? Нет. Ведь прошлое задает колею развития для будущего. И без понимания этого прошлого нельзя понять эту колею, а без понимания колеи нельзя строить дорогу в будущее. Благодаря анализу того, как менялось в последние десятилетия образование в странах бывшего соцлагеря, можно не только понять многие сегодняшние проблемы, но и найти их решения. Приглашаем заняться этим в аспирантуре Инобра: постсоциалистические трансформации образования – одно из новых грантовых направлений. Те, кто будет ее изучать, станет получать грант (по сути, зарплату), чтобы не приходилось отвлекаться на подработки на стороне. Почему эта тема интересна – рассказывает куратор направления, главный научный сотрудник Инобра, заслуженный профессор Вышки Исак Фрумин.